«МЫ В НЕБЕ РОДИНЕ СЛУЖИЛИ»

1

Вероломное нападение

Рано утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Немецкие войска атаковали границы нашей страны на всём протяжении от Балтийского до Чёрного моря. Германские самолёты подвергли бомбардировке многие советские города, а также базы военно-морского флота. В тот же день против нашей Родины бросили свои армии Финляндия, Румыния и Венгрия. Объявила СССР войну и фашистская Италия.

Военное нападение фашистов было для Советской страны внезапным. Между СССР и Германией с августа 1939 года существовал договор о ненападении, по которому оба государства обязались не воевать друг с другом. Но гитлеровская Германия нарушила этот договор и, не объявив войны, начала вооружённую борьбу против нашего государства. Весь мир признал это нападение фашистской Германии на миролюбивый Советский Союз бесчестным и вероломным.

Население страны о начале войны узнало из сообщения Юрия Левитана.

Левитан – Обращение о начале войны

Первый день войны в Свердловске. Фото Ж. Берланда / Музей истории Екатеринбурга

Иван Баграмян, полковник:

«…Первый удар немецкой авиации, хотя и оказался для войск неожиданным, отнюдь не вызвал паники. В трудной обстановке, когда всё, что могло гореть, было объято пламенем, когда на глазах рушились казармы, жилые дома, склады, прерывалась связь, командиры прилагали максимум усилий, чтобы сохранить руководство войсками. Они твёрдо следовали тем боевым предписаниям, которые им стали известны после вскрытия хранившихся у них пакетов».

Бомбардировка Минска 1941

.

По воспоминаниям известного фронтового кинооператора Иосифа Вейнеровича, в ночь на 22 июня 1941 года он, откомандированный в Беловежскую Пущу для съёмки кинозарисовки жизни зубров, ожидал на вокзале в Минске поезда. Но поезд почему-то был отменён. Он вышел в город. Видел, как на перекрёстке милиционер в белых перчатках, белом мундире и эффектном пробковом белом шлеме регулировал движение редких ещё авто. Вдруг ни на что не похожий гул заставил поднять голову: с запада ярко-голубое небо было усеяно будто мушиными точками, на глазах приобретающими очертания самолётов. С запада? Значит, война? Под грохот первых бомб оператор стал снимать рушившиеся многоэтажные дома… Подбежал милиционер в уже испачканной и разорванной форме, без шлема, гневно прокричал через грохот: «Ты зачем людское горе снимаешь?» Вейнерович тоже прокричал в ответ: «Чтобы все увидели, что они, гады, творят! Чтобы помнили внуки, понимаешь?»

И остались навсегда в кинолетописи Великой войны эти первые сжимающие сердце кадры: рушится стена многоэтажного дома, зависла между этажами кроватка с большой куклой. А маленькой хозяйки уже нет на свете. И где-то на неведомом нам «том свете» на незримом табло Смерти бешено скачут цифры безвозвратных потерь мирного населения СССР от бомбёжек, с того первого дня и до конца войны достигшие 40 млн человек — население многих стран Европы… Первые погибшие под бомбами на аэродромах лётчики, авиатехники и аэродромная обслуга, первые погребённые под артиллерийским огнём пограничные заставы — это первые отправленные родным похоронки на бойцов и командиров Красной Армии…

Даже в этой жуткой обстановке, когда еще никто не знал о размерах бедствий, свалившихся на страну, когда невозможно было получить информацию – война это или какая-то провокация, когда еще не поступало никаких приказов, нашлись смельчаки, которые вступили в бой. Многие из них были сбиты, кому-то удалось спастись на парашюте, кто-то погиб, срезанный на взлете.

22 июня в районе города Бельцы летчики 55-го истребительского авиационного полка, в котором служили А. Покрышкин и Г. Речкалов, сбили десять вражеских самолетов. Фашистские стервятники столкнулись с невиданным мужеством советских пилотов. В первый день войны, идя на явную гибель, они совершили двадцать таранов!

Вот какой случай описывает Г. Речкалов. Наши летчики вылетели на перехват 18 «юнкерсов». «До ближайшей группы врагов оставалась какая-нибудь сотня метров, как из-за серой тучи выскочил одиночный «Миг» и устремился к головному бомбардировщику. Я видел, как все бомбардировщики открыли по нему огонь. Огненные стрелы летели впереди, сзади, скрещивались над самолетом, но летчик неотвратимо приближался к вожаку «юнкерсов». Русский человек смел от природы: когда угрожает опасность, им овладевает упрямство и жизнь свою он продает задорого. А если от него зависит судьба многих жизней, успех товарищей – сын России забывает себя… Кто был этот смельчак, так упорно настигавший фашистского вожака? Стремительность атаки показывала, что летчик скорее погибнет, чем свернет в сторону. В стане врага началось замешательство, стрелки на некоторое время даже прекратили пулеметный огонь. В следующий момент истребитель и ведущий «юнкерсов» одновременно открыли огонь. На бомбовозе вспыхнуло пламя, затем взрыв, и бомбовоз, разметав весь строй, рухнул. И сразу картина боя резко изменилась. Воодушевленные подвигом товарища, наши яростно набросились на рассыпавшуюся группу фашистов… Разгром был полный».

2

Есть у войны печальный день начальный…

Воспоминания о первых днях войны

Современники и непосредственные участники тех событий вспоминают о дне начала Великой Отечественной войны: от генералов до простых граждан СССР и рядовых солдат вермахта…

Советские офицеры и солдаты

Георгий Жуков, генерал армии: «В 4 часа 30 минут утра мы с С.К.Тимошенко приехали в Кремль. Все вызванные члены Политбюро были уже в сборе. Меня и наркома пригласили в кабинет. И.В. Сталин был бледен и сидел за столом, держа в руках не набитую табаком трубку. Мы доложили обстановку. И.В.Сталин недоумевающе сказал: «Не провокация ли это немецких генералов?» «Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Какая же это провокация...» — ответил С.К.Тимошенко. …Через некоторое время в кабинет быстро вошёл В.М.Молотов: «Германское правительство объявило нам войну».

Иосиф Гейбо, заместитель командира полка 46-го ИАП, ЗапВО: «…У меня в груди похолодело. Передо мною четыре двухмоторных бомбардировщика с чёрными крестами на крыльях. Я даже губу себе закусил. Да ведь это «юнкерсы»! Германские бомбардировщики Ю-88! Что же делать?.. Возникла ещё одна мысль: «Сегодня воскресенье, а по воскресеньям у немцев учебных полётов не бывает». Выходит, война? Да, война!»

Деятели культуры СССР

Юрий Левитан, диктор: «Когда ранним утром нас, дикторов, вызвали на радио, уже начали звонки раздаваться. Звонят из Минска: «Вражеские самолёты над городом», звонят из Каунаса: «Город горит, почему ничего не передаёте по радио?», «Над Киевом вражеские самолёты». Женский плач, волнение: «Неужели война»?.. И вот я помню — включил микрофон. Во всех случаях я помню себя, что я волновался только внутренне, только внутренне переживал. Но здесь, когда я произнес слова «говорит Москва», чувствую, что дальше говорить не могу — застрял комок в горле. Из аппаратной уже стучат — «Почему молчите? Продолжайте!» Сжал кулаки и продолжал: «Граждане и гражданки Советского Союза…»

Николай Мордвинов, актёр: «Шла репетиция Макаренко… Без разрешения врывается Аноров… и тревожным, глухим голосом сообщает: «Война с фашизмом, товарищи!» Итак, открылся самый страшный фронт! Горе! Горе!»

Граждане СССР

Анатолий Кривенко:
«Жили мы недалеко от Арбата, в Большом Афанасьевском переулке. В тот день солнца не было, небо было затянуто облаками. Я гулял во дворе с мальчишками, мы гоняли тряпичный мячик. И тут из подъезда выскочила моя мама в одной комбинации, босиком, бежит и кричит: «Домой! Толя, немедленно домой! Война!»

Нинель Карпова:
«Сообщение о начале войны мы слушали из репродуктора на Доме обороны. Там толпилось много людей. Я не расстроилась, наоборот загордилась: мой отец будет защищать Родину… Вообще люди не испугались. Да, женщины, конечно, расстроились, плакали. Но паники не было. Все были уверены, что мы быстро победим немцев. Мужчины говорили: «Да немцы от нас драпать будут!».

Немецкие генералы и солдаты

Манштейн:
«Уже в этот первый день нам пришлось познакомиться с теми методами, которыми велась война с советской стороны. Один из наших разведывательных дозоров, отрезанный врагом, был потом найден нашими войсками, он был вырезан и зверски искалечен. Мой адъютант и я много ездили по районам, в которых ещё могли находиться части противника, и мы решили не отдаваться живыми в руки этого противника».

Блюментритт:
«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись».

Эрих Менде, обер-лейтенант:
«Мой командир был в два раза старше меня, и ему уже приходилось сражаться с русскими под Нарвой в 1917 году, когда он был в звании лейтенанта. «Здесь, на этих бескрайних просторах, мы найдём свою смерть, как Наполеон… — не скрывал он пессимизма. — Менде, запомните этот час, он знаменует конец прежней Германии».

Ганс Бекер, танкист:
«На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть».

Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО. Впрочем, вскоре после агрессии, гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

В первом налете утром 22 июня участвовало около 800 бомбардировщиков и до 500 истребителей врага. Отражая первый и последующие налеты авиации противника, наши летчики смело вступали в воздушные бои. В этих боях, наряду с применением оружия, советские летчики успешно применяли и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла. Уже в первый день войны советские летчики-истребители самоотверженно таранили 16 вражеских самолетов.

Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО. Впрочем, вскоре после агрессии, гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

В первом налете утром 22 июня участвовало около 800 бомбардировщиков и до 500 истребителей врага. Отражая первый и последующие налеты авиации противника, наши летчики смело вступали в воздушные бои. В этих боях, наряду с применением оружия, советские летчики успешно применяли и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла. Уже в первый день войны советские летчики-истребители самоотверженно таранили 16 вражеских самолетов.

Позже в своих воспоминаниях Григорий напишет: "Честно скажу – до войны я знал единственный прием ведения боя – уходить из-под атак. А тут пошел немцу прямо в лоб – смотрю, он моей атаки не принял и ушел. Решил повторить лобовую атаку – так нашел способ активной обороны".

В первый день войны Григорий Речкалов сделал шесть боевых вылетов, во второй – семь. Приземлялся лишь для того, чтобы заправить машину и пополнить израсходованный боезапас. Как правило, один полет длился 45–50 минут. Пушки истребителей были скорострельными и выпускали до двух тысяч выстрелов в минуту. Великим экономом нужно было быть, чтобы рассчитать их на серию очередей по врагу. Пока шла заправка, летчики подчас засыпали тут же на траве аэродрома, не успев отстегнуть жесткие лямки парашюта. На счету у летчика вскоре появились первые сбитые самолеты противника. Лейтенант Речкалов и его товарищи в начале войны выполняли директиву командования – держать оборону на Днестре. Вылет следовал за вылетом. Снаряды скрещивались со снарядами. Но удержать Днестр не удалось. Бессарабия была оставлена нашими войсками. Но именно в первых боях приобреталось летное мастерство, отрабатывались приемы ведения боя.

image33

Г. Речкалов и А. Покрышкин

«…Так началась война… Гроза, столь долго и настойчиво гремевшая у наших границ, перешагнула их и разразилась с ураганной силой. Опыт польской, норвежской и французской кампаний убедил немцев в том, что внезапные удары по аэродромам противника являются верным шагом к завоеванию господства в воздухе.
      Вот почему, планируя вторжение в Советский Союз, германский фашизм сосредоточил у наших границ почти всю свою авиацию.
      Существенный с самого начала количественный перевес немцев еще больше увеличился после первых бомбово-штурмовых налетов на наши аэродромы. К тому же и перевооружиться на новую материальную часть мы еще не успели; все это поставило нашу авиацию в тяжелые условия.
      Внутренне, как мне казалось, я был готов к войне. Но что я знал о ней…
      Нам и в голову не приходило, что незваных гостей придется принимать на своей территории! Как и все, я имел довольно смутное представление о немецкой авиации и того меньше – об их тактике. Причиной тому была отнюдь не моя нерадивость; нас так учили, тешили лестным для самолюбия несомненным преимуществом сталинского воздушного флота, колоссальными бомбовыми залпами, превосходными летно-тактическими данными истребителей.
      Каким же был мой арсенал тактических приемов борьбы? Конечно, лобовая атака! Сколько было о ней прочитано, переслышано… “Лобовая атака, думалось мне, – едва ли не единственный путь к победе. Ведь именно в ней проявляются вся воля летчика и его мастерство”.
      Воздушный бой воображение рисовало точь-в-точь, как в предвоенные дни: сходятся звено на звено, невообразимая кутерьма, все гоняются друг за другом. Учебных боев с бомбардировщиками мы вообще не проводили и не представляли даже, как они выглядят в прицеле. И не только в прицеле! В тренировочных полетах нам категорически запрещалось к ним приближаться: “Как бы чего не вышло”.
      Многие привычки пришлось ломать, многое делать не так, как было принято раньше. Все эти представления вскоре изменились, но в те первые дни мы свято верили в свою непобедимость. Эта уверенность в победе не покидала нас и в самые тяжелые для Родины дни…» (Отрывок из книги «В небе Молдавии»)

55-й иап Г.А. Речкалов и Д.Б. Глинка уточняют боевую задачу

Вот что вспоминает один из боевых товарищей Григория Андреевича: «Страшным, горьким, знойным было лето 1941 года. Жара стояла повсюду, в самолете невозможно было усидеть. Техники еле успевали осматривать пышущие жаром моторы, подавать боеприпасы к раскаленным пулеметам.
25 июля истребители 55-го полка пять раз вылетали на штурмовку и один раз – на перехват вражеских самолетов. Под вечер их, усталых и пропотевших, поднимают снова. Через двадцать минут они атакуют вражескую колонну – грузовики, повозки, танки; снарядами разносят вдребезги все, что попадается на пути…».

3

Огненное небо 1941

Германия напала на СССР, имея существенное качественное превосходство в авиации. В первую очередь это касается летчиков, имевших богатый боевой опыт войны в Европе. За плечами немецких летчиков и командиров полномасштабные кампании с массированным применением авиации: Франция, Польша, Скандинавия, Балканы. В активе советских летчиков всего лишь ограниченные по размаху и масштабам локальные конфликты — советско-финская война и… и, пожалуй, все. Остальные довоенные конфликты слишком малы по размаху и массовости применения войск, чтобы их можно было сравнить с войной в Европе в 1939-1941 годах.

СССР подошел к началу войны в стадии перевооружения и перехода на новую технику. Только что начавшие поступать образцы еще не успели освоить в совершенстве. Из таблицы видно, что на «новых» типах самолетов реально могли воевать 732 летчика.

Самолеты типов Як-1 и ЛаГГ-3 начали поступать войска в 1941 году, т.е. за оставшиеся до войны месяцы летчики просто физически не могли успеть набраться достаточного и полноценного опыта ведения боя на новом самолете. Это просто нереально за 3-4 месяца. Для этого нужны хотя бы год-два непрерывных тренировок. С МиГ-3 ситуация чуть лучше, но не в разы. Только самолеты, попавшие в войска в 1940 году, могли быть более-менее качественно освоены экипажами. Но в 1940 году от промышленности было получено всего 100 МиГ-1 и 30 МиГ-3. Причем получено осенью, а зимой, весной и осенью в те годы были известные трудности с полноценной боевой подготовкой. Бетонных ВПП в приграничных округах не было, их только начали строить весной 1941 года. Поэтому не стоит переоценивать качество подготовки летчиков на новых самолетах осенью и зимой 1940-1941 гг. Ведь летчик-истребитель должен не просто уметь летать — он должен уметь выжимать из своей машины все до предела и еще чуть-чуть. Немцы это умели. А наши только получили новые самолеты, ни о каком равенстве и речи быть не может. Зато те наши летчики, что уже долго и прочно «вросли» в кабины своих самолетов, — это пилоты устаревших И-153 и И-16. Получается, там, где есть опыт летчика, нет современной техники, а там, где есть современная техника, еще нет опыта.

 

В первый день войны немецкая авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, расположенным в непосредственной близости от границ, на которых базировалось 65% авиации западных военных округов. На земле было уничтожено 800 и в воздухе 400 наших самолетов. Таким образом, с первых же дней войны Люфтваффе завоевали стратегическое господство в воздухе. Наша авиация не смогла в полной мере воспрепятствовать действиям противника. Более того, в ходе стремительного продвижения войск Вермахта в глубь страны, оборонительных боев и отступления Красной Армии, было потеряно огромное количество военной техники, в том числе и самолетов.
Потери советских ВВС в первые недели 1941 г. составили более 9000 самолетов, из них боевые — около 1500 и почти 8000 — «небоевые».
В общем, потеряв большую часть около 2000 самолётов всего за несколько дней, а к 31 декабря 41 года боевые потери ВВС РККА составили около 21 тыс. самолётов! В соответствии с законом о Ленд-Лизе от 11 марта 1941 года, Советский Союз мог рассчитывать на помощь.

В первый день войны немецкая авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, расположенным в непосредственной близости от границ, на которых базировалось 65% авиации западных военных округов. На земле было уничтожено 800 и в воздухе 400 наших самолетов. Таким образом, с первых же дней войны Люфтваффе завоевали стратегическое господство в воздухе. Наша авиация не смогла в полной мере воспрепятствовать действиям противника. Более того, в ходе стремительного продвижения войск Вермахта в глубь страны, оборонительных боев и отступления Красной Армии, было потеряно огромное количество военной техники, в том числе и самолетов.
Потери советских ВВС в первые недели 1941 г. составили более 9000 самолетов, из них боевые — около 1500 и почти 8000 — «небоевые».
В общем потеряв большую часть (около 2000) самолетов всего за несколько дней, а к 31 декабря 1941 года боевые потери ВВС РККА составили около 21 тыс. самолётов! В соответствии с законом о Ленд-Лизе от 11 марта 1941 года, Советский Союз мог рассчитывать на помощь.

В период войны мы и получили
Р-40 “Томагаук” -247 Р-40

“Китихаук” – 1887 Р-39

“Аэрокобра” – 4952 Р-63

“Кингкобра” – 2400 Р-47

“Тандерболт” – 195

(итого 9681 истребителей)

А-20 “Бостон” – 2771 В-25

“Митчелл” – 861

(итого 3632 бомбардировщиков)

прочие – 813

ИТОГО из США – 14126

Великобритания:

“Спитфайр”,”Харрикейн” – 4171

ВСЕГО: 18297

Средняя живучесть советских пилотов в годы Отечественной войны:

пилот истребителя – 64 боевых вылета

пилот штурмовика – 11 боевых вылетов

пилот бомбардировщика – 48 боевых вылетов

пилот торпедоносца – 3,8 боевых вылета

Советские летчики, несмотря на трудности и сложности создавшейся обстановки в начале войны, смело действовали на всех стратегических направлениях. Это были вынуждены признать даже бывшие фашистские генералы и офицеры – авторы книги “Мировая война 1939-1945 гг.”

Они писали: “… потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 15 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля – 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия”.

Советские летчики, несмотря на трудности и сложности создавшейся обстановки в начале войны, смело действовали на всех стратегических направлениях. Это были вынуждены признать даже бывшие фашистские генералы и офицеры – авторы книги “Мировая война 1939-1945 гг.”

Они писали: “… потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 15 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля – 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия”.

4

Беспримерный героизм и стойкость советских летчиков

Военно-воздушные силы Советской Армии за годы Великой Отечественной войны совершили более 3 млн. боевых самолето-вылетов. На противника было сброшено более 660 тыс. тонн бомб различного калибра. Была сфотографирована площадь, равная 6,5 млн. км, которая на 1 млн. км превышала территорию европейской части СССР.

Они сыграли главную роль в разгроме ВВС фашистской Германии. В воздухе и на аэродромах было уничтожено 48 тысяч из 57 тысяч вражеских самолетов, выведенных из строя советской авиацией на советско-германском фронте. История войн не знает подвигов, подобных тем, которые советские летчики совершали в годы Великой Отечественной войны.

 

О массовости героизма советских авиаторов говорят такие цифры. За отличное выполнение боевых заданий, героизм и отвагу около 200 тысяч авиаторов  отмечены государственными наградами:

2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Среди плеяды бесстрашных авиаторов 65 дважды и два человека трижды награждены медалью "Золотая Звезда".

За  высокое боевое мастерство, проявленное  при выполнении боевых заданий по разгрому немецко-фашистских захватчиков более 60 процентов авиационных частей и соединений награждены орденами СССР. Также 228 авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой и дальней авиации преобразованы в гвардейские, 708 получили почетные наименования. 319 раз в приказах Верховного Главнокомандующего отмечались наиболее отличившиеся в боях авиационные соединения и части

Цифры, написанные кровью
ПОТЕРИ ВВС СССР

47.844 самолётов

34.500 убитых

Летчики более 600 раз применили воздушный таран, 34 летчика этот прием применили дважды, а Герой Советского Союза А.С. Хлобыстов - трижды.

Подвиг капитана Гастелло, совершенный им 26 июня 1941 года, за годы войны повторили еще 502 советских летчика.

Выросла целая плеяда выдающихся летчиков – асов современности. Это М.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин, Г.А. Речкалов, В.И. Попков, П.Я. Головачёв, К.А. Евстигнеев, А.Ф. Клубов, П. А. Покрышев.

5

Пылающее небо Григория Речкалова

Будущий дважды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда в самой обыкновенной крестьянской семье. В конце 1937 года по комсомольской путевке молодой Речкалов отправляется военную школу летчиков в Перми, которую успешно оканчивает в 1939 году. После распределения Григорий в звании младшего лейтенанта направляется для прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк, который подарил стране много прославленных летчиков.

Боевой путь

С июня 1941 года младший лейтенант Г. А. Речкалов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 55-го (с марта 1942 года – 16-го Гвардейского) истребительного авиационного полка. Летал на биплане И-153. Во время одного из воздушных боёв был тяжело ранен в голову и ногу, долгое время находился на излечении в госпитале, где перенёс 3 операции.

В 1942 году вернулся в свой полк и возобновил боевую работу. Летал на МиГ-3, Як-1 и американской “Аэрокобре”.

К маю 1943 года командир звена 16-го ГИАП (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Гвардии старший лейтенант Г. А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 1 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 994).

К июню 1944 года заместитель командира, он же штурман, того же полка (9-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан Г. А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, в 112 воздушных боях, сбил лично 51 самолёт противника и 4 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года награждён второй медалью “Золотая Звезда” (№ 25/II). С июля 1944 года был командиром 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

С марта 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за время войны выполнил более 450 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых сбил лично 61 и в составе группы 4 самолёта противника.

Боевой путь

16-го гвардейского

истребительного

авиационного полка

Сидят: Григорий Речкалов и Александр Клубов. Стоит: Василий Бондаренко

22 июня 1941 года Григорий Речкалов прибыл в распоряжение своего полка из Одессы, где он прошел врачебно-летную комиссию, которая списала его с летной работы, у летчика был дальтонизм, он плохо различал цвета. В полку к тому времени уже были отмечены первые потери, и вовсю кипела боевая работа. Доложив о своем прибытии в часть и списании с полетов, Речкалов тут же получает свое первое боевое задание – на истребителе И-153 отвезти документы в соседнюю часть. На заключение врачей начальник штаба полка майор Матвеев даже не стал обращать свое внимание, было не до этого. Вот так неожиданно для пилота-истребителя решилась очень тяжелая задача, которая терзала его всю дорогу по пути в полк. В первом же своем боевом вылете Григорий Речкалов встретился в бою с врагом, уцелел и смог выручить товарища. Свою первую победу Речкалов одержал уже 26 июня 1941 года на биплане И-153 "Чайка", сбив залпом эресов посчитавший его легкой добычей "мессер".

В апреле 1942 года, сбежав из запасного авиаполка, где летчик переучивался на Як-1, он возвращается в свой родной, теперь уже 16-й ГвИАП. 30 декабря 1942 года приказом командующего Закавказским фронтом «за 4 лично сбитые и 2 в составе группы самолетов противника и за успешно произведенные 197 боевых вылетов» награжден орденом Красного Знамени.

Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника.

 

С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв Григорий Речкалов сбил 19 самолётов противника, причём в трёх боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном — 3. 5 мая 1943 года «за произведенные на самолете „Аэрокобра“ 25 боевых вылетов на Кубани в период с 6 по 22.04.43 г. и лично сбитые 3 самолета противника» награжден вторым орденом Красного Знамени.

24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 октября 1943 года командир эскадрильи Речкалов «за лично 3 сбитых самолета противника в одном воздушном бою 01.10.43 г.» награжден орденом Александра Невского.

29 октября 1943 года капитан Речкалов назначен штурманом полка.

Летом 1943 года во главе восьмерки истребителей Речкалов с ходу атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и сопровождающих «мессершмиттов», лично уничтожил двух «юнкерсов» и один истребитель. Осенью того же года во время «охоты над морем» он снова сбил три вражеские машины – два Ю-52 и летающую лодку «Савойя».

Воздушные сражения на Кубани

Слева направо: Николай Дмитриевич Гулаев, Александр Иванович Покрышкин, Григорий Андреевич Речкалов, Андрей Иванович Труд.

У летчиков наших такая порука,

Такое заветное правило есть:

Врага уничтожить – большая заслуга,

Но друга спасти – это высшая честь

Героической страницей в летопись боевых действий советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне вошли воздушные сражения на Кубани. Они явились составной частью операций Северо-Кавказского фронта по освобождению от захватчиков Таманского полуострова и разгрому остатков немецко-фашистской группы армий “А“.

Гвардии капитан Речкалов всегда навязывал врагу свою волю и неизменно выходил победителем из самых жарких схваток. В воздушных боях на Кубани он сбил 19 самолетов врага.

Советские летчики выиграли воздушное сражение на Кубани. Одной из важных причин этой победы была крепкая воинская дружба, которой были спаяны наши летчики и которая помогала им побеждать врага. Крепкая дружба и войсковое товарищество, взаимная выручка в бою удесятеряли их силы.

Об этом очень хорошо оказал в своих воспоминаниях А. И. Покрышкин:
“…Летчики моей эскадрильи постоянно воспитывались на мысли, что индивидуальное мастерство пилота особую силу приобретает в совместных, коллективных действиях. Летчик, который в воздухе думает только о себе, говорили в нашей эскадрилье, даже при всех своих боевых данных будет всего-навсего кустарем-одиночкой и рано или поздно будет сбит».

24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 октября 1943 года командир эскадрильи Речкалов «за лично 3 сбитых самолета противника в одном воздушном бою 01.10.43 г.» награжден орденом Александра Невского.

29 октября 1943 года капитан Речкалов назначен штурманом полка.

Летом 1943 года во главе восьмерки истребителей Речкалов с ходу атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и сопровождающих «мессершмиттов», лично уничтожил двух «юнкерсов» и один истребитель. Осенью того же года во время «охоты над морем» он снова сбил три вражеские машины – два Ю-52 и летающую лодку «Савойя».

Советские летчики в боях на Кубани еще раз показали, что готовность выручить товарища в бою – славная традиция советских авиаторов, яркое подтверждение морального превосходства советских летчиков над врагом.

Даже вражеские летчики отмечали взаимную выручку советских летчиков в бою. Так, например, cбитый в воздушном бою на Кубани и взятый в плен немецкий летчик на допросе заявил: "Наблюдается, что, если один русский самолет подбит в бою, его окружают другие самолеты и, невзирая на опасность, стараются дать возможность подбитому самолету уйти, а выбросившихся с парашютом сопровождают до земли".

Советские летчики в боях на Кубани еще раз показали, что готовность выручить товарища в бою – славная традиция советских авиаторов, яркое подтверждение морального превосходства советских летчиков над врагом.

Даже вражеские летчики отмечали взаимную выручку советских летчиков в бою. Так, например, cбитый в воздушном бою на Кубани и взятый в плен немецкий летчик на допросе заявил: "Наблюдается, что, если один русский самолет подбит в бою, его окружают другие самолеты и, невзирая на опасность, стараются дать возможность подбитому самолету уйти, а выбросившихся с парашютом сопровождают до земли".

Б. Глинка поздравляет Г. Речкалова с успехом

В небе над Кубанью Речкалов перенял и освоил «соколиный удар» Покрышкина. Он заключался в молниеносной атаке противника сверху на огромной скорости. Летчик должен был в пикировании поразить цель и сразу же вновь уйти на высоту.

Применяя эту тактику, Григорий в одном бою лично сбил три Ю-87. Еще три раза он записал на свой счет «дубли». Сбитые вражеские самолеты появлялись на фюзеляже P-39Q в виде звезд. Хвост самолета украшали грозные инициалы пилота ‒ РГА.

Всего в сражениях за Кубань Григорий Иванович одержал 19 личных побед.

А. Ивашко, К. Сухов, Н. Трофимов, А. Клубов,

Г. Речкалов, Б. Глинка, А. Покрышкин

Вспоминая о тех днях Григорий Андреевич позднее писал:

«Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, несётся к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой «этажеркой».

К июню 1944 года заместитель командира полка Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолётов противника и 6 в группе. С 15 июля 1944 года по 28 февраля 1945 года временно исполнял обязанности командира 16-го гвардейского истребительного Сандомирского полка. 2 октября 1944 года присвоено звание майора. 22 октября 1944 года «за лично сбитые 5 самолетов противника» майор Речкалов награжден третьим орденом Красного Знамени.

Асы 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Слева направо:

А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд, Б. Глинка, А. Федоров, А. Покрышкин, Д. Глинка. 1944 г.

Асы 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Слева направо:

А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд, Б. Глинка, А. Федоров, А. Покрышкин, Д. Глинка. 1944 г.

В составе полка переброшен на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско-Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на "Аэрокобре" (44 победы), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 (номер 42-747) и P-39Q-15 (номер 42-547). На фото: Советские летчики-истребители на Красной площади после вручения Золотых Звезд Героев. Слева направо: Иванович Труд, Александр Иванович Покрышкин, Григорий Андреевич Речкалов, Николай Дмитриевич Гулаев.

С начала войны Берлин был стратегической целью для советских летчиков.

В тяжелейших условиях начального периода Великой Отечественной Войны военная авиация Красной армии наносила удары на дальние расстояния – по промышленным районам Третьего рейха. 8 августа 1941 года командир 81 авиационной дивизии
М.Водопьянов получил приказ о проведении налета.

В отчете о боевых действиях 2 истребительного авиационного корпуса «Знамя Победы водружено над Берлином» описано, как 1 мая 1945 года с 22-х истребителей корпуса над Берлином были сброшены знамена Победы – символ полного господства советской авиации в небе фашистской столицы. В момент выбрасывания знамен, летчики по радио приветствовали маршалов Конева и Жукова, наземные войска Красной Армии.

Пехота глубже зарывалась в землю. Пыль от разрывов бомб ползла по земле на правом берегу, как густая, темная завеса. Солнце падало за горизонт красное и тяжелое, уставшее за горячий боевой день.
 “Юнкерсы” и “
хейнкели” шли в пыльном небе ровными четверками, Их было немало. 37 “юнкерсов“, 4 “хейнкеля” и 8 “фокке-вульфов“. Еще минута, и бомбы полетят на головы нашей пехоты, разрушая переправы, разрывая землю в клочья, обугливая деревья, технику, людей.
Наши самолеты появились из-за леса неожиданно. Четыре. Еще четыре. И еще четыре.
Немцы узнали
Покрышкина.
– Ахтунг! Ахтунг!
Покрышкин!
Да, это был он. Но не один. С ним летели его лучшие боевые друзья Как говорится, кровные друзья: капитан
Речкалов, Андрей Труд, Клубов, Федоров, Вахненко и верный “щит” Покрышкина – Голубев. “Юнкерсы” стали в свой традиционный круг.

Речкалов! Бери “юнкерсы” с запада. Я пойду в лоб, -передает по радио командир. И четверка Речкалова обошла “юнкерсы” с запада. Третья четверка взяла на себя потолок, где засели истребители. Начался бой. Заработали крупнокалиберные пулеметы речкаловской четверки.
Ударила пушка. Тяжело груженный бомбами “
юнкерс” неуклюже дал крен на правое крыло и пошел вниз. Взрыв. И еще один взрыв. Дым и пламя поползли по земле.
– Давай,
Речкалов! Давай!
Покрышкин? Ты есть? Саша, ты есть?
Хейнкель“, вырвавшись из высоты неба, пошел на самолет Покрышкина. Это заметил Голубев и преградил ему дорогу. И закрутились в смертельном кругу “хейнкель” и Александр Покрышкин.

– Готово! – прошептал Покрышкин. Сбитый самолет запылал и пошел к земле.
– Разве он стреляет? – говорят о нем друзья. – Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь.
И это правда. Бой над Вислой закончился.
На земле догорали семь “
юнкерсов“, один “хейнкель“. Все наши двенадцать самолетов вышли из боя и ровными четверками поплыли к родному аэродрому.
– Хороший у нас сегодня счет, можно сказать, – круглые двойки, пошутил на аэродроме
Речкалов, встретив Покрышкина.
– Ты сбил – два. Клубов – два.
– А себя что, забыл?
– Ну и я – два, – засмеялся
Речкалов.

6

Выдающийся ас

За океаном Григория Речкалова почитают как самого выдающегося аса Второй мировой войны. Ни американские, ни английские пилоты, летавшие на более совершенных машинах, не превзошли достижение нашего героя. Таким образом, ему принадлежит абсолютный рекорд по числу сбитых самолетов противника среди пилотов антигитлеровской коалиции, воевавших на американских истребителях.

Григорий Речкалов вошел в историю, как самый результативный ас, одержавший на истребителе P-39 «Аэрокобра» больше всех побед. К концу войны на его «Кобре» было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика.

Речкалов был вторым по результативности летчиком союзников. На его счету значилось 61 личная победа и 4 групповых.

Среди сбитых Григорием
Речкаловым немецких самолетов были:

30 истребителей Ме-109;
5 истребитель FW-190
2 истребителя Ме-110;
11 бомбардировщиков Ju-87
5 бомбардировщиков
Ju 88
3 транспортника
Ju 52
2 бомбардировщика He-111
2 легких самолета разведчика
Fi 156
1 истребитель-корректировщик
Hs 126

Надо подчеркнуть, что такое разнообразие моделей вражеских самолетов, сколько подбил Речкалов, вряд ли было зафиксировано в чьем-либо послужном списке – не менее десятка наименований, включая самолеты-разведчики.

Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером "13". В течение 1-й недели войны он выполнил около 30 боевых вылетов на штурмовку и провёл 10 воздушных боёв. На этой же машине он одержал свою первую победу - 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, позднее он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для врага". На нём же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб

После аварии он стал летать уже на И-16.

Вскоре Речкалов сбил сначала польский истребитель PZL P-24 (на них летали румынские лётчики), а затем - немецкий бомбардировщик Ju-88. 26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны был ранен в голову и ногу огнём с земли, привёл машину на свой аэродром и угодил в госпиталь.

30 марта 1942 года, освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й ИАП, получивший к тому времени Гвардейское наименование (16-й Гвардейский ИАП). Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, участвуя в 20 боях доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолёта лично и 2 - в составе группы.

На Кубани Речкалов воевал на "Аэрокобрах" P-39D-1, P-39D-2, с бортовым номером "40", одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолёта в одном бою и один раз - 3. Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, Речкалов воевал на разукрашенной "Аэрокобре", помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звёзды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы лётчика) на хвостовой части фюзеляжа.

«Летать могу, а не летать – нет»! Цитата из книги Г. Речкалова «Дымное небо»

Уже через много лет после завершения войны у Гpигоpия Речкалова спросили, что же он больше всего ценил в своем истребителе P-39Q «Airacobra», на которой он одержал такое количество побед: мощь огневого залпа, скорость, надежность мотора, обзор из кабины? На этот вопрос Речкалов отметил, что все перечисленное, конечно же, играло свою роль и эти достоинства важны, но самым главным на его взгляд в американском истребителе было… радио. По его словам, на «Кобре» была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе могли общаться между собой, словно по телефону. Кто что видел в воздухе – сразу сообщал, поэтому никаких неожиданностей во время совершения боевых вылетов не было.

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: Александр Федорович Клубов , Григорий Андреевич Речкалов, Андрей Иванович Труд и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка.

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: Александр Федорович Клубов, Григорий Андреевич Речкалов, Андрей Иванович Труд и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка.

…Нет героев от рождения,

Они рождаются в бою.

А. Твардовский

…Нет героев от рождения,

Они рождаются в бою.

А. Твардовский

7

«Пылающее небо войны»

Сочинения

В небе Молдавии
В гостях у молодости
Дымное небо войны
Пылающее небо 1941-го
Пылающее небо войны (Величайшие советские асы)

Когда человек идет в атаку под ураганным огнем, время не поддается счету. Его бывает бесконечно много и безумно мало. Мало, вероятно, потому, что любой из тысячи нацеленных в меня снарядов мог стать единственным. А много – оттого, что пока преодолеешь опасное пространство и не схватишься врукопашную, может не хватить сил. Надо было собрать всю волю, чтобы не грохнуться наземь, не задохнуться в беге к этому рубежу, с которого можно нокаутировать врага. Сворачивать в сторону нельзя!

Мемуары
Речкалов Григорий Андреевич
«В небе Молдавии»

Думается, нет на свете людей, более спокойно переносящих трагедии, чем летчики. И не от того, что это люди особого склада. Просто они никогда не забывают, что профессия их неизбежно связана с какой-то долей риска.

Автор книги — дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.А. Речкалов — не профессиональный писатель. Его специальностью в годы Великой Отечественной войны было — бить фашистских захватчиков в воздухе и на земле. И делал он это умело, мужественно. Перед читателем развертывается картина тяжелой боевой страды. В жестоких боях гибнут многие летчики авиаполка. Но живые получают боевую закалку, обретают опыт, становятся грозной силой. Автор интересно, местами с большим драматизмом, показывает путь советских истребителей к возмужанию, путь, оплаченный жизнью многих из них; передает накаленную атмосферу штурмовых ударов по наземным силам наступающего врага, напряженных воздушных боев, не прекращавшихся порой от утренней зари до наступления ночи. Через них как бы просматривается картина ожесточенной битвы, развернувшейся на земле Молдавии в первые месяцы войны. Г. А. Речкалов — почетный гражданин г. Бельцы.

Будто те живые маки, над головами авиаторов алеет боевое знамя. Беспокойно трепещут на древке орденские ленты. Молодые воины, техники, летчики, не спуская глаз с полотнища, торжественно замерли в строю. Под этим стягом мы одержали немало побед. Сбили более 700 самолетов противника. В полку выросло 16 Героев Советского Союза. Первым нашим знаменосцем был командир первой эскадрильи. В тяжелые дни воздушных сражений я тоже командовал этой эскадрильей, и мне не раз выпадало счастье держать в руках это священное полотнище.

Дневники, документы, воспоминания
Речкалов Григорий Андреевич
«В гостях у молодости»

С годами у каждого из нас появляются два разных чувства, точнее – зрения: одно то, которым мы смотрим на окружающий мир и воспринимаем его, как он есть, даже чуточку заглядываем вперед. И другое – зрение твоей юности, что, словно луч прожектора, выхватывает из глубины времени события, образы друзей.

Настоящая книга – сборник документов, характеризующих боевую деятельность одного из самых результативных асов ВВС КА (лучшего аса антигитлеровской коалиции, воевавшего на американском самолете Р-39 “Аэрокобра”) в годы Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова, его службу в послевоенное время и будни генерал-майора авиации в запасе.

В основе сборника два дневника. Первый – личные записи, сделанные Григорием Речкаловым, работавшим в свое время в Центральном архиве МО СССР с “Журналом боевых действий 16-го гиап в 1943 г.”, о наиболее отличительных боевых буднях своего авиаполка в 1943 г. Второй – личные дневниковые записи, который летчик вел (с перерывами) в период с 1951 по 1965 г., когда он, после окончания военно-воздушной академии, проходил военную службу в должностях заместителя командира и командира в нескольких авиационных соединениях ВВС и ПВО СССР.

В дополнение к этому материалу прилагаются личные документы (боевые характеристики, представления к наградам, аттестации, приказы, отзывы и т. д.) прославленного аса.

Незаметно подкатила весна. Покрылись зелеными островками пригорки. С полей потянуло густым опьяняющим настоем разнотравья. Хотелось броситься навзничь в траву и глядеть, глядеть в бездонную ультрамариновую глубину, где пел, заливаясь, невидимый жаворонок. Леталось в такие дни легко, дышалось свободно.

Воспоминания из записки
Речкалов Григорий Андреевич
«Дымное небо войны»

Русский человек смел от природы: когда угрожает опасность, им овладевает упрямство, и жизнь свою он продает задорого. А если от него зависит судьба многих жизней, успех товарищей, сын России забывает себя и, не задумываясь, идет на подвиг.

Книга позволяет нам взглянуть на самое начало войны глазами Григория Речкалова. Летал вначале на самолете марки «Чайка». Основное преимущество «Чайки» перед «мессершмиттом» заключается в скорострельности и секундном залпе в триста семьдесят граммов, как в основном факторе, важном для победы в бою. В то время, большинство летчиков представляло победу в бою следующим образом: длинная очередь по противнику и лобовая атака. На этом тактические приемы заканчивались.

В основе сборника два дневника. Первый – личные записи, сделанные Григорием Речкаловым, работавшим в свое время в Центральном архиве МО СССР с “Журналом боевых действий 16-го гиап в 1943 г.”, наиболее отличительных боевых будней своего авиаполка в 1943 г. Второй – личные дневниковые записи, который летчик вел (с перерывами) в период с 1951 по 1965 г., когда он, после окончания военно-воздушной академии, проходил военную службу в должностях заместителя командира и командира в нескольких авиационных соединениях ВВС и ПВО СССР.

В дополнение к этому материалу прилагаются личные документы (боевые характеристики, представления к наградам, аттестации, приказы, отзывы и т. д.) прославленного аса.

Мемуары военных деятелей
Речкалов Григорий Андреевич
«Пылающее небо 1941-го»

Сейчас над таким ответом летчики хохотали бы до упаду. А ведь большинство из нас именно так и представляло тогда победу в бою: длинная очередь по противнику, лобовая атака — это считалось основным арсеналом тактических приемов.
Вспоминая сейчас то время, удивляешься, как примитивно мы изучали тактику! О противнике мы не знали ничего. В каких боевых порядках летают немецкие самолеты? Как они атакуют цели, ведут воздушные бои?
Представление обо всем этом было самое что ни на есть смутное.

После крушения Советского Союза на отечественного читателя обрушился поток публикаций, прославляющих «подвиги» Люфтваффе. В головы старательно вбивается картина тотального превосходства «гитлеровских ястребов» над «сталинскими соколами». Зачастую молодые читатели лучше знают о дутых победах Хартманна или Руделя, чем о реальных подвигах наших истребителей, среди которых по-настоящему известны лишь Кожедуб и Покрышкин, считающиеся лучшими советскими асами.

В этой официальной «табели о рангах» Григорий Речкалов занимает 4-е место. Однако, согласно последним исследованиям недавно рассекреченных документов, на боевом счету Григоря Андреевича 61 сбитый немецкий самолет – всего на один меньше, чем у И. Н. Кожедуба.

Это – подробнейшее описание боевой работы советских истребителей в самый тяжелый период войны – 1941—42 гг. Это – увлекательный рассказ о страшных поражениях и первых победах, о потерях и подвигах, о доблести молодых ребят, в жестокости схватках сломавших хребет хваленым гитлеровским асам.

В основе сборника два дневника. Первый – личные записи, сделанные Григорием Речкаловым, работавшим в свое время в Центральном архиве МО СССР с “Журналом боевых действий 16-го гиап в 1943 г.”, наиболее отличительных боевых будней своего авиаполка в 1943 г. Второй – личные дневниковые записи, который летчик вел (с перерывами) в период с 1951 по 1965 г., когда он, после окончания военно-воздушной академии, проходил военную службу в должностях заместителя командира и командира в нескольких авиационных соединениях ВВС и ПВО СССР.

В дополнение к этому материалу прилагаются личные документы (боевые характеристики, представления к наградам, аттестации, приказы, отзывы и т. д.) прославленного аса.

Дневники, документы, воспоминания
Речкалов Григорий Андреевич
«Пылающее небо войны»
(Величайшие советские асы)

Эта книга по праву вошла в “золотой фонд” мемуаров о Великой Отечественной. Это – подробнейшее описание боевой работы советских истребителей в первый, самый тяжелый год войны, захватывающий рассказ о поражениях и победах, потерях и подвигах, доблести и славе, о фронтовой судьбе “поколения победителей”.
В официальном списке лучших советских асов автор этой книги занимает четвертое место – после И.Н. Кожедуба, А.И. Покрышкина и Н.Д. Гулаева. Однако, согласно последним исследованиям, на боевом счету Григория Речкалова не 56 побед, как считалось раньше, а 61 сбитый самолет противника – всего на один меньше, чем у Кожедуба! Свою первую победу Речкалов одержал уже 26 июня 1941 года на биплане И-153 “Чайка”, сбив залпом эресов посчитавший его легкой добычей “мессер”. Увеличил свой боевой счет, летая на И-16, был тяжело ранен, но вернулся в строй, воевал на “яках” и “аэрокобрах”, первую Золотую Звезду получил за воздушное сражение на Кубани, где всего за полтора месяца “завалил” 17 немецких самолетов, а вторую – летом 44-го, когда довел счет личных побед до полусотни. Прославившись отвагой даже среди бесстрашных “сталинских соколов”, Речкалов никогда не уклонялся от боя, а его “Аэрокобра” выделялась вызывающе-яркой раскраской – красный кок винта, победные звездочки в семь рядов на носу, грозные инициалы РГА на хвостовой части фюзеляжа…

8

Уральский сокол

Глотаем воздух, как хмельной кумыс.
Земля для нас сейчас нужнее хлеба.
Так может Землю полюбить, как мы,
Лишь тот, кто так же любит небо.

Родители Г.А. Речлова

Татьяна Петровна

Андрей Алексеевич

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Дом семьи Г.А. Речкалова в поселке Зайково

Детство будущего Героя ничем не отличалось от детства его сверстников той поры. В своей книге «Дымное небо войны» Григорий Андреевич писал: «…босоногое детство, ясная до мелочей, сладкая, как мёд, и горькая, как полынь, далёкая пора. Солёным отцовским потом добывался кусок хлеба. Чтобы вырастить его, мы с отцом корпели на пашне от зари до зари. Ночевали тут же, в поле: жалели время… Земля твёрдая, комковатая. Приходилось делать несколько гонов взад-вперёд, чтобы хорошо разборонить навороченные лемехом пласты… Обутки на ногах давно разбились, ноги покрылись цыпками и нарывами. То и дело я ударялся своими болячками о твёрдые комья земли и корчился от боли…».

Учился Григорий в Зайковской школе, в которой окончил 7 классов. В 1933 году семья переехала из Зайково в посёлок Бобровка Сысертского района, где продолжил учебу в школе посёлка Большой Исток. Здесь, в возрасте 14 лет, Григорий начал трудовую деятельность, устроившись работать электромонтером на мукомольный завод. Затем учился в школе фабрично-заводского обучения Верх-Исетского металлургического завода. Работал на заводе электромонтёром, а в свободное время занимался в кружке планеристов, позднее – в Свердловском аэроклубе. По комсомольской путёвке в конце 1937 года направлен в Пермскую военную авиационную школу, которую успешно закончил в августе 1939 года.

Службу проходил в 55-м истребительном авиационном полку, базировавшемся в Кировграде на Украине.

Здание бывшей школы в п. Зайково.

Он начал свой путь с фабрично-заводского училища, после занятий посещал Свердловский аэроклуб, где успешно прошел двухгодичную программу. Тот же аэроклуб окончил Михаил Петрович Одинцов, летчик-истребитель, дважды удостоенный звания Героя. Свердловский аэроклуб дал путевку в небо семи Героям Советского Союза – истребителям, штурмовикам, бомбардировщикам. Чтобы летать, приписал два года.

На фото: товарищи по аэроклубу.

Спортивные занятия, 3-я военная школа пилотов и авиационных техников имени В.М. Молотова. Пермь. 1937 год. Из личного архива Л.Г. Речкаловой

На фото: товарищи по аэроклубу.

Занятия в авиашколе. Пермь. 1938 год.

Из личного архива Л.Г. Речкаловой

А в 17 лет Григория уже взяли в Пермскую военную школу летчиков. Еще спустя два года талантливого парня хотели зачислить в 55-й авиационный истребительный полк. Однако на карьере летчика едва не поставили крест медики.

Речкалова отправили на врачебно-летную комиссию, где вдруг выяснилось, что он страдает дальтонизмом, то есть не различает цвета. Его забраковали.

Но когда началась война, его снова позвали в часть и сразу дали боевое задание. Речкалов удивлялся: «Так меня же списали!», а командир отвечал, разрывая медицинский документ: «Вражеский самолет от своего отличить ты и так сможешь». Летчики тогда были очень нужны.

А потом была война…

Григорий Речкалов и Георгий Голубев

Прославившись отвагой даже среди бесстрашных «сталинских соколов», Речкалов никогда не уклонялся от боя, а его «Аэрокобра» выделялась вызывающе-яркой раскраской — красный кок винта, победные звездочки в семь рядов на носу, грозные инициалы РГА на хвостовой части фюзеляжа…»

Из письма землякам. Май. 1943г.

Дорогие друзья, свердловские комсомольцы! Комсо­мол воспитал во мне два самых ценных качества: го­рячую любовь к Родине и жгучую ненависть к ее вра­гам. Сила этих чувств двигала мною с первых дней войны, с первых встреч с врагом. Воздушный бой длил­ся минуты. Победу одерживаешь в какое-то мгнове­ние. И в это мгновение перед тобой проходит вся Жизнь, в это мгновение сильнее ощущаешь, как доро­га тебе Родина.

Боевая судьба Г.А.Речкалова переплелась с судьбой А. Покрышкина: он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

Во всех воздушных боях за период Отечественной войны тов. Речкалов проявляет мужество, героизм, отвагу и готовность к самопожертвованию для быстрейшего разгрома немецких захватчиков.

По праву он считается лучшим разведчиком, воздушным стрелком и охотником, отличным асом истребительной авиации.

В период разгрома Мелитопольской группировки противника т. Речкалов принимал самое активное участие.

За этот период он произвел 64 боевых вылета на прикрытие наземных войск, в воздушных боях лично сбил 8 самолетов противника.

За весь период участия на фронтах Отечественной войны тов. Речкалов имеет 406 боевых вылетов над полем боя, 92 воздушных боя, лично сбил 41 самолет противника и в групповых боях 5 самолетов противника.

За отличное выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за проявленный героизм и отвагу в боях за Родину, за успешно проведенные 406 боевых вылетов над полем боя, лично сбитые 41 самолет и в составе группы 5 самолетов противника, достоин второй высшей степени отличия – присвоения звания – «Дважды Герой Советского Союза».

Командир 16-го гвардейского иап дважды Герой Советского Союза гвардии майор /Покрышкин/

Конфликт с Покрышкиным

 

Для тех, кто интересовался историей 55-го ИАП, который позднее превратился в 16-й гвардейский истребительный авиаполк, а впоследствии и боевым путем 9-й ГвИАД, которой с июля 1944 года командовал Покрышкин, будут очевидны натянутые отношения между комдивом и одним из лучших советских асов дважды Героем Советского Союза Григорием Андреевичем Речкаловым. Одно время авиасообщество даже вело нешуточные споры на просторах всемирной сети, пытаясь понять природу взаимоотношений двух известных советских асов. Многие полагали, что причины кроются в их воздушном соперничестве и связаны с их личными счетами сбитых самолетов. Данные предположения нашли подтверждение и у родственников Речкалова, в частности об этом говорила его жена Анфиса и дочь Любовь.

По словам дочери прославленного аса, уже по окончании Великой Отечественной войны Григорий Речкалов, работая с документами ЦАМО, нашел 3 своих сбитых в 1941 году самолета на счету Александра Покрышкина. Узнав об этом, он, скорее всего, позвонил своему непосредственному военному начальнику и высказал все, что о нем думает. Реакция Александра Покрышкина не заставила себя долго ждать, после данного разговора про Речкалова забыли, а доступ к архивам ЦАМО для него был закрыт. По словам родных Григория Речкалова, своего мнения по поводу того, что 3 сбитых им самолета были приписаны Покрышкину, он придерживался до самой своей смерти в 1990 году.

На фото: Г. Речкалов и А. Покрышкин в Москве на Красной площади 9 мая 1965 года.

После войны Григорий Андреевич продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию в пос. Монино. До 2012 года в пос. Монино располагалась Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина. В настоящее время здесь расположен Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации и аэродром, на котором периодически проводятся авиационные шоу.

С 1951 года Григорий Андреевич – заместитель командира, с июля 1952 года – командир 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, затем 146-й истребительной авиадивизии Сахалинского корпуса противовоздушной обороны.

С 1957 года – заместитель командующего истребительной авиации Отдельной Дальневосточной армии противовоздушной обороны. В этом же 1957 году ему присвоено звание генерал-майор авиации.

 

С апреля 1959 года генерал-майор авиации Г.А. Речкалов в запасе. Жил в Новосибирске, Москве, в последние годы жизни – в городе Жуковском Московской области.

С 1951 года Григорий Андреевич – заместитель командира, с июля 1952 года – командир 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, затем 146-й истребительной авиадивизии Сахалинского корпуса противовоздушной обороны.

Память: в честь Григория Речкалова в Екатеринбурге названа улица в Верх-Исетском районе, а в Ирбите и его родном селе Зайково установлены бронзовые бюсты Героя. Также в Зайково есть музей Речкалова, а школа в которой он учился носит его имя.

Награды: 24 мая 1943 года присвоили звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден орденами: Ленина, четырьмя Красного Знамени, Александра Невского, двумя — Красной Звезды и девятью медалями.

Музейно-патриотический комплекс в честь дважды Героя Советского Союза генерал-майора

Г. Речкалова

в Свердловской области

Величественный и скромный монумент, созданный скульптором А.С. Кондратьевым, представляет собой сооружение высотой 4 метра 20 сантиметров. Бронзоный бюст установлен на постаменте из отполированного уральского гранита. На лицевой стороне памятника – плита с текстом Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 июля 1944 года о награждении Героя Советского Союза гвардии капитана Г.А. Речкалова второй медалью «Золотая звезда» и сооружении памятника на Родине выдающегося летчика-истребителя в ознаменование его геройских подвигов на фронте борьбы с немецкими захватчиками.

12 октября 2007 г. главой Ирбитского района подписано постановление о создании в пос. Зайково муниципального Музея дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова и боевого российско-американского содружества.

20 марта 2008 года газета «Восход» опубликовала статью Елены Вадимовны Елизовой, директора музея, в которой она рассказала о необходимости создания в Зайково музея героя-земляка, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при его создании и первых поступивших экспонатах.

2008 год считается годом открытия мемориального музея Г.А. Речкалова в пос. Зайково.

Истребители МиГ-31 совершают «полёт памяти» на открытии музея лётчика-героя Григория Речкалова в Свердловской области

Небесный бой. Любовь Григорьевна Речкалова – отцу

Взревел мотор, винт заработал,
И небо манит высотой.
Сейчас взлетит стальная птица,
Где ждет ее смертельный бой.
Взлетела птица, курс наметив,
Вираж, и вот уж под крылом
Земля, как карта на планшете.
Но все в дыму, охвачено огнем.
Ребята! Здесь я, на подходе!
Сейчас подмога к вам придет!
Зенитки, пули, автоматы
Не оборвут к вам мой полет.
Жестокий бой: ребята атакуют
И строй стараются держать.
Потери с двух сторон большие.
Устали, но бой надо продолжать.
На миг, глаза закрыв, представил,
Что это праздничный салют.
Прохлады только не хватает:
Весь мокрый, по лицу стекает пот.
Мотор и мое сердце в унисон
Работают в одном режиме.
Мы вклиниваемся в строй врагов,
И нет пощады им отныне.
Гашетка к пальцам приросла,
И в перекрестие прицела
Нацеливаюсь в силуэт врага.
И мести моей нет предела.
И краем глаза только замечаю я,
Как падают горящими свечами
И наши ястребки и
мессера.
И пули, пролетая, светятся огнями.

Но перелом в бою уже настал…
Враг потихоньку отступает.

Хвосты поджала немчура
И с неба, поля боя, улетает.
Мы возвратились на аэродром…
Не все вернулись вместе с нами…
За павших выпьем мы сто грамм.
Ребятки! Мы гордимся вами!
Поспешный отдых, краткий сон.
Побриться некогда ребятам.
Во сне им снится отчий дом,
Кто на свидание спешит к девчатам.
И вновь полет, и снова бой,
И снова руки на штурвале.
Приказ был дан нам разгромить
Врагов на ближней переправе.
Ребят усталость валит с ног.
Но что усталость значит в небе?
Почти что братом стал нам Бог,
Мы дружбу осветили в небе!
Мы все здесь, как одна семья.
Звучат в эфире наши позывные.
И друг за друга, знаю я,
Готовы на атаки лобовые.
Нам не забыть своих друзей,
Войны уроки с кем учили.
Их шутки, смех, улыбки их.
На танцы с кем гурьбой ходили.
Привыкнуть к этому нельзя!
Всегда потери сердце ранят.
Хранит вас Небо, милые друзья!
Вдвойне без вас нас небо манит.

 

02.08.2008 г.

Встреча с курсантами Свердловского Суворовского училища

На фото: дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.А Речкалов с мамой Татьяной Петровной и земляками. Деревня Зайково, 1946 год

На фото: дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.А Речкалов и начальник ВВА им. Ю.А. Гагарина Герой Советского Союза маршал авиации С.А. Красовский

Музей военной техники УГМК

В музее военной техники в Верхней Пышме открылась экспозиция, посвящённая генералу-майору авиации Григорию Речкалову

Музей военной техники УГМК. Аэрокобра Г. Речкалова

Любовь Речкалова, дочь Григория Речкалова: «С детства он повторял: самый главный Герой – это солдат.

И куда б мы не приезжали, а приезжали все время из гарнизона в гарнизон, и когда меня спрашивали, кто твой папа, я всегда говорила – военный. А кто? Я всегда вот так шепотом говорила – солдат!»

Памятник Герою СССР Григорию Речкалову открыт в Краснодарском крае.

В станице Крыловской на центральном мемориале прошел торжественный митинг, посвященный 76-й годовщине освобождения станицы и района от фашистских захватчиков, и открытие бюста дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова. Григорий Андреевич сражался в небе над Кубанью, над Крыловским районом, и в 1979 году был удостоен звания Почетный гражданин станицы

Могила Г.А. Речкалова. п. Бобровский, Сысертский район, Свердловская область

Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.

Без показной и пафосной бравады,
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой,
Была звезда, на тёплый фюзеляж.

Погибшим — память со скупой слезою,
Да в небе, как стрела, от дыма след.
Взлетали ввысь и падали герои,
Войною опалённых, страшных лет.