В книжной

памяти

мгновения
войны

О, книга! Друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой.

История человечества — это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории, — Поле Куликово, Бородино, Прохоровка… Для русского солдата — просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать… В чистом поле… Под небом России… Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг.
И в двадцатом веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа.








Аркадий Гайдар

Гайдар Аркадий Петрович

(1904 – 1941)

 

С началом Великой Отечественной войны Гайдар пошел на фронт корреспондентом «Комсомольской правды», но уже осенью 1941 года отряд, в котором находился писатель, попал в окружение близ села Лепляво Каневского района (Украина), Гайдар оказался в тылу врага, стал пулемётчиком партизанского отряда. Аркадий Петрович Гайдар пал смертью героя 26 октября 1941 года, похоронен в городе Каневе.

Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты» и др.. Отрывок из фронтового очерка «Война и дети»:
«…Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на
взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.
Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки – мальчуганы, девочки –
переживают события Великой Отечественной войны.
Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают
все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их
фамилии.
Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с
безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.
Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и
даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела,
работы и даже подвига…»

Нодар Думбадзе

Думбадзе Нодар Владимирович

(1928 – 1984)

 

Нодара Владимировича Думбадзе называют «солнечным писателем» не случайно, есть у него рассказ «Солнце», повесть «Я вижу солнце», роман «Солнечная ночь», где солнце является сквозным образом. «Да будут счастливы узревшие зелёный луч солнца!.. — так гласит народная молва!»

Повесть «Я вижу солнце» – о жизни в грузинской деревушке в предвоенные и военные года. Главный герой, Сосо, воспитывается тетей, учительницей русского языка. Его родители репрессированы, о чем не говорится прямо в книге. Сосо дружит с девочкой-соседкой, от рождения слепой. Они вместе переживают всё – от проблем собственного взросления до общей беды – войны. Они спасают жизнь бойца, о котором толком так ничего и не узнают. И постоянно верят, что девочка сможет видеть. Один врач сказал ей, что, если она сможет видеть солнце, он вернет ей зрение. В конце книги она произносит “Я вижу солнце”.

Анатолий Ананьев

Ананьев Анатолий Андреевич

(1925 – 2001)

 

Младший лейтенант Анатолий Ананьев был непосредственным участником известного Курского сражения, подробную картину которого отразил в романе “Танки идут ромбом”. Это произведение о трех днях битвы на одном из ответственных участков Белгородского направления.

Его военным адресом стала 20-я Сталинградско-Речицкая истребительно-противотанковая артбригада, 1184-й Новозыбковский Краснознаменный истребительно-противотанковый артиллерийский полк, третья батарея, командир огневого взвода. Там, по признанию будущего писателя, он прописан навечно, как миллионы его сверстников — живых, погибших, ушедших из жизни после войны.

За пять дней до начала Курской битвы первые 100 новобранцев, в числе которых был и Анатолий, прибыли на место расположения. После трех дней этого сражения от полка осталась в живых треть. За этот бой командир бригады подполковник Эристов вручил Анатолию Ананьеву за личный подвиг в его неполные 18 лет солдатскую медаль «За отвагу». Далее были бои за Белоруссию. Под Новозыбковом зашли в тыл к немцам и взорвали немецкие эшелоны. После этой операции всем, кто сумел вернуться живым, вручили билеты кандидатов в партию. Там он получает фотографию на свой партбилет. Далее участвовал в форсировании Днепра под городом Ветка. Это был один из тех моментов на войне, когда легче было умереть. Но необходимо было продержаться, прикрыть переправу. И продержались. Потом были бои за Калинковичи. В 1959 году в повести «Малый заслон» он опишет эту боевую операцию. За тот бой Ананьева наградили орденом Отечественной войны II степени. В декабре 1945 года в возрасте 20 лет, Ананьева демобилизовали и комиссовали инвалидом второй группы.

 
 

Светлана Алексиевич

Алексиевич Светлана Александровна

(1948)

 

«У войны не женское лицо» — документально-очерковая книга белорусской писательницы. Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич «Голоса утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. «За многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время» Светлана Алексиевич получила в 2015 году Нобелевскую премию по литературе. Название книги — начальные строки из романа белорусского писателя Алеся Адамовича «Война под крышами».

В кратком предисловии к книге «У войны не женское лицо» Алексиевич писала:
«4 года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни воспоминаний женщин-фронтовичек». В основу книги легли свыше 200 женских историй. Война им снится до сих пор, спустя десятилетия. Поэтому так часто в рассказах женщин звучат слова: «То бежишь в укрытие, то на другую позицию. Проснешься — и не верится, что живая».

Светлана слушала, когда женщины, прошедшие войну, говорили, когда молчали, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание — для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят… Книга «У войны не женское лицо», которую впоследствии автор назвала «романом голосов», была опубликована в 1985 году.

Алесь Адамович

Адамович Алесь
(1927 – 1994)

 

«Войну может остановить только один человек.
 И этот человек – ты».
А. Адамович

Участник Великой Отечественной войны, в возрасте 15 лет ушел в партизанский отряд.
Автор многих романов, повестей, таких как «Партизаны», «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Хатынская повесть» сценариев «Иди и смотри», «Я из огненной деревни», «Каратели, или Жизнеописание гипербореев», «Блокадная книга» (совм. с Д. Граниным). К выбранной миссии – воевать против войны – писатель отнесся очень серьезно. Он долго и тщательно обдумывал метод и призвание какой-то особой «сверхлитературы», которая подобно крику ужаса должна остановить уже занесенный над человечеством страшный ядерный меч, только ей это по силам. Он понимал, что обычные литературные приемы не достойны кощунственных военных преступлений, пришло время прозы документальной, надо собирать показания свидетелей, которые страшнее, чем может выдумать любое воображение.
Вот так родилась его идея, новая документальная проза – магнитофонная литература..

 Вспоминает Василь Быков: «Адамович обладал удивительно нежной, застенчиво-деликатной душой, может, боясь в том признаться самому себе. Но он был человеком без расчёта, без перестраховки и, казалось, без чувства страха и боли. Всю жизнь его снедала великая тревога за человечество, над которым роковой глыбой нависал то фашизм, то коммунизм, одинаково отвратительные для его свободолюбивой натуры».

Борис Васильев

Мы стали солдатамиГоворю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобожден СмоленскВойнаво мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещёособый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.

Васильев Борис Львович

(1924 – 2013)

 

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев. Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м – от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, первый бой принял 8 июля 1941, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского). В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года.

В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации – желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной Станиславом Ростоцким в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Виктор Астафьев

Астафьев Виктор Петрович

(1924 – 2001)

 

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата – человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. (В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём. Из наградного листа на медаль “За отвагу”).

Произведения о Великой Отечественной войне:

“Прокляты и убиты”

“Так хочется жить”

“Пастух и пастушка”

“Весёлый солдат”

Иван Бунин

Бунин Иван Алексеевич

(1870 – 1953)

 

Во время Великой Отечественной войны Бунин находился  эмиграции. Бунин не только сильно переживал за Родину, но и смело действовал. А ведь ему шел восьмой десяток. Он прятал у себя преследуемых фашистами, часто принимал даже советских пленных. В одном из писем (23 ноября 1944 года) заметил о них: «Некоторые в некоторых отношениях были настолько очаровательны, что мы каждый раз целовались с ними, как с родными… Они немало плясали, пели «Москва, любимая, непобедимая…»

Бунин неотступно следит за фронтом, отмечает на карте линию боев. Изо дня в день ведет свои наблюдения писатель. И все чаще и чаще в его дневниках появляются радостные слова: «русские бьют немцев». Предела достигала ненависть к фашизму: «И озверелые люди продолжают свое дьяволово дело — убийства и разрушения всего, всего! И все это началось по воле одного человека — разрушение жизни всего земного шара — вернее, того, кто воплотил в себе волю своего народа, которому не должно быть прощения до 77 колена» (4 марта 1942 года) «Только сумасшедший кретин может думать, что он будет царствовать над… Россией» (16 сентября 1942 года).

Василий Быков

Быков Василий Владимирович

(1924 – 2003)

 

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести “Мёртвым не больно”. В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Произведения о Великой Отечественной войне:

“Сотников”

“Журавлиный крик”

Круглянский мост”

“Дожить до рассвета”

“Обелиск”

“Пойти и не вернуться”

Юрий Бондарев

Бондарев Юрий Васильевич

(1924)

 

В 1941 году Юрий Бондарев – будущий писатель – наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в освобождении Киева, прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в литературный институт им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

Вхожу под своды Сталинградской панорамы,

И оживает пред глазами страшный ад.

Я вижу, словно наяву, моменты драмы,

Произошедшей много лет тому назад,

 

Когда фашистское зверьё отпор впервые

Нежданно встретило в неистовой борьбе.

Весь мир ловил отсюда сводки фронтовые.

Враг просчитался и сломал хребет себе.

 

Смотрю с волненьем, а в душе слова молитвы.

Лилась за эту землю кровь моих родных,

Их героизм решал исход великой битвы.

Герой был каждый воин, не было иных!

 

Над Волгой дым пожарищ, пепел, хлопья сажи,

Горит измученный боями Сталинград.

Трезвеет Гитлер от своей нелепой блажи

Принять с триумфом здесь торжественный парад.

 

Не вышло! Славная победа нам досталась.

Не сдался город, развернул к концу войну.

А ныне в нём живущим остаётся малость:

Чтить память павших, жизнь отдавших за страну.

 

Это стихотворение Татьяны Богаченко как нельзя лучше отражает события, описанные в романе  Юрия Бондарева «Горячий снег».

Федор Абрамов

Абрамов Федор Александрович

(1920 – 1983)

 

С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958).

В апреле-июле 1942 — учитель средней школы в Карпогорах.

Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (октябрь 1945) — учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы.

Завоевал читательскую аудиторию шедеврами «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», трилогия «Пряслины», посвященные жизни русской деревни в тяжелые военные и послевоенные годы. Огромное признание получили повести Абрамова «Безотцовщина», «Пелагея», «Деревянные кони», сборник рассказов «Трава-мурава».

 

Чингиз Айтматов

«Я считаю, что на смену культу войны обязательно должна прийти культура мира. Испокон веков воспеваются герои войн, их мужество, беспощадность – это воспринимается как достоинство, доблесть. Посмотрите на площади столиц мира – там непременно восседают полководцы на конях. В то же время личности, сопряжённые не с войной, а, наоборот, с миролюбием, не воздвигались на пьедесталы. Между тем пора бы нам научиться преодолевать этот комплекс неполноценности, прежде всего, через литературу и искусство, фундаментом которых является гуманизм».

Чингиз Айтматов

(1922 – 2008)

 

Чингиз Айтматов, зная и чувствуя войну по-своему, стремился познать неизвестную ему фронтовую сторону. Автор «Материнского поля» считал необходимым, чтобы «о войне, о подвиге народа в годы войны были написаны сильные, яркие произведения». Своя сторона войны сохранилась у Айтматова в детских воспоминаниях: «О войне думалось. Правда она представлялась как сплошная стрельба из пулеметов и сплошные подвиги, враги падают снопами, а нашим хоть бы что… Эта наивная детская иллюзия претерпела жестокое крушение. Что ни день, прибывают в сельсовет «черные бумаги» – похоронные извещения с фронта… Текста несколько строк. Тихо зачитываю, перевожу слова на киргизский язык и умолкаю. Слышу тяжкий, опустошенный вздох, будто каменистая осыпь зашуршала с горы и поползла, покатилась вниз. Трудно поднять мне глаза, хотя ни в чем не виноват. В такие минуты мне хочется выскочить из дверей, схватить пулемет, да, именно пулемет, и бежать с ним без передыху туда, на фронт, откуда пришла эта бумага. Наконец ухожу, подавленный горем близких мне людей. Ухожу, перебросив через плечо сельсоветскую полевую сумку. В ней еще есть другие «похоронки».

Как раз отсюда – из военного детства – собственный айтматовский подход к военному рассказу. В повестях «Лицом к лицу», «Материнское поле» писатель не погружает читателей во фронтовые будни, он рассказывает о войне глазами и переживаниями тех, кто ковал победу в далеком тянь-шаньском тылу, кто ждал весточку с фронта от своей кровинушки. За этими повествованиями трагедии людей и огромные бедствия, которые приносит война. В 1975 году в журнале «Огонек» вышел очерк Чингиза Айтматова «Снега на Манас-Ата». В нем он пишет: «У каждого солдата есть посмертное поручение павших однополчан – сделать жизнь такой, чтобы вспомнить о них, о павших, с гордостью и с чистой совестью. То же самое мы могли бы сказать о себе, о неисчислимой народной рати тыла военных лет».

Сергей Алексеев

Алексеев Сергей Петрович

(1922 – 2008)

 

Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь на одном из западных военных аэродромов у самой границы. 22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу. Сергей принял свой первый и последний бой, подносил снаряды зенитчикам. С четырех до пяти утра 22 июня при налете фашистской авиации все, что могло летать, было уничтожено. Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Уцелели немногие, побежавшие к лесу. Сергею удалось улететь на последнем уцелевшем транспортном самолете. Воспоминания о том первом бое, о погибших друзьях не оставляли его никогда. Может быть, именно тогда, в начале войны, и родилась в нём потребность рассказать о великой силе духа соотечественников. Выживших в этой бомбежке направили в Оренбургское летное училище. Училище Сергей закончил с отличием, и его, несмотря на мольбы об отправке на фронт, как одного из лучших лётчиков училища оставили пилотом-инструктором по боевому применению самолетов штурмовой авиации.

Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Богатырские фамилии», «Двенадцать тополей», «Идёт война народная», «Орлович-Воронович», «Пять поклонов сталинградцам», «От Москвы до Берлина», «Они защищали Москву», «Последний штурм», «Сто рассказов о войне», книги рассказов о трёх маршалах – Жукове, Коневе, Рокоссовском и другие произведения.

Григорий Бакланов

Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки – девятнадцатилетние».

Бакланов Григорий Яковлевич

(1923 – 2009)

 

В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, контужен. Командовал взводом, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В 1942 году вступил в ВКП(б). Закончил войну начальником разведки артдивизиона.

Произведения о Великой Отечественной войне:

“Мертвые сраму не имут

“Почем фунт лиха”

“Июль 41 года”

“Южнее главного удара”

“Пядь земли”

Владимир Богомолов

Богомолов Владимир Осипович

(1924 – 2003)

 

С началом Великой Отечественной войны пошёл добровольцем в Московский противопожарный полк МПВО в Филях. В ноябре 1941 г. попал на Калининский фронт под Москвой (фронт был образован 17 октября) в качестве курсанта. Был тяжело ранен в апреле 1942 г. 22 июня 1943 г. направлен старшим команды в г. Ижевск Удмуртской АССР, в Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище. С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Воевал на Северном Кавказе, участник освобождения Тамани, освобождения Житомира, Кировоградской наступательной операции. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

Произведения о Великой Отечественной войне: «Иван» , «В августе сорок четвертого…» , «Первая любовь», «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль».

Константин Воробьев

Воробьев Константин Дмитриевич

(1919 – 1975)

 

В октябре 1941 в составе роты кремлевских курсантов Воробьёв попал на фронт. В декабре под Клином он оказался в плену. За время плена прошел клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы. Дважды бежал, командовал партизанским отрядом, был в подполье.

В 1943 в шауляйском подполье за 30 дней написал повесть о пережитом в плену. «Повесть эта, — как отметил писатель-фронтовик В. Кондратьев, — не только явление литературы, она — явление силы человеческого духа, потому как… писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена…» В 1946 рукопись повести была отправлена в «Новый мир», но не опубликована. У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось, только в 1985 рукопись обнаружилась в архиве журнала, хранящемся в РГАЛИ, и была напечатана уже после смерти автора под названием «Это мы, Господи!..»

В начале 1960-х написал две небольшие повести о войне: «Убиты под Москвой» и «Крик».

Олесь Гончар

Гончар Александр Терентьевич

(1918 – 1995)

 

В июне 1941 года после третьего курса университета Александр ушёл добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Летом 1942 года попал в плен, откуда бежал в 1943 году и продолжал воевать до Победы. Войну закончил старшим сержантом в должности старшины минометной батареи. За боевые отличия был награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, тремя медалями «За отвагу».

Военные условия не слишком благоприятствовали писательскому труду. Тем не менее Гончар пишет стихи – сборник «Фронтовые стихи», делает заметки, послужившие основой его новелл 1940-х годов и романа «Знаменосцы».

Даниил Гранин

Гранин Даниил Александрович

(1919 – 2017)

 

В 1941 г. Гранин ушел на фронт добровольцем в составе народного ополчения завода. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков. В 1942 году награжден орденами Красной звезды.
Гранин был не только писателем, но и мыслителем. Выступая в немецком бундестаге в 2014 году, он сказал: “Надо уметь прощать, но надо уметь и помнить. Вспоминать про годы войны тяжело, любая война – это кровь и грязь. Но память о погибших миллионах, десятках миллионов наших солдат необходима”.
Теме Великой Отечественной войны посвящены повести “Наш комбат” и “Клавдия Вилор”. В 1977-1981 гг. Гранин в соавторстве с писателем Алесем Адамовичем создал документальную хронику о Ленинграде времен войны “Блокадная книга”. Также о войне роман “Мой лейтенант…”. Кроме того, в последние годы были опубликованы книги воспоминаний “Причуды моей памяти”, “Все было не совсем так”, “Заговор”, “Человек не отсюда”.

 
 

Василий Гроссман

Гроссман Василий Семёнович

(настоящее имя — Иосиф Соломонович Гроссман, 1905 – 1964)

 

Летом 1941 года Василий Гроссман был мобилизован в армию, ему было присвоено звание интенданта 2-го ранга. С августа 1941-го по август 1945 года служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую его первым крупным произведением о Великой Отечественной войне.
Во время немецкой оккупации города Бердичева мать писателя Екатерина Савельевна была переселена в гетто и 15 сентября 1941 года расстреляна в ходе одной из акций уничтожения еврейского населения в Романовке. До конца жизни писатель писал письма своей погибшей матери. Её история будет отражена в посвящённом ей романе «Жизнь и судьба».
Во время битвы за Сталинград В. С. Гроссман находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передовой линии обороны, награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году ему было присвоено звание подполковника. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «Годы войны».
В. С. Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. Описание увиденного в Майданеке было поручено Константину Симонову, а о Треблинке в конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Илья Эренбург составили «Чёрную книгу» — сборник свидетельств и документов о Холокосте.

Джаманкул Дженчураев

Дженчураев Джаманкул Дженчураевич

(1907 – 1990)

 

Под Брестом идут ожесточенные бои. Капитан Джаманкул Дженчураев вступает в бой с врагом вместе с пограничниками 16-го пограничного отряда. В августе его грудь украсит медаль «За отвагу» – знак беспримерной храбрости солдата границы.
В ночь на 3 декабря 1941 года под Наро-Фоминском подразделение капитана Джаманкула Дженчураева в целях ликвидации прорвавшейся группы противника скрытно подошло к деревне Юшково и атаковало разместившийся в ней вражеский гарнизон, полностью уничтожив его. Орден Красного Знамени стал очередной отметкой мужества человека с фотографии.
В 1966 году свет увидела книга писателя-фронтовика Джаманкула Дженчураева «Фронтовые записки пограничника». В ней и тот памятный бой, и пережитое, и испытанное в последующие годы Великой Отечественной войны. Неудивительно, что участник битвы под Москвой презентовал книгу воинам-панфиловцам.

Анатолий Иванов

Иванов Анатолий Степанович

(1928 – 1999)
Детские и юношеские годы были трудными, после смерти отца в 1936 г. на руках у матери осталось трое детей, Анатолию шел девятый год, и как самому старшему в семье ему пришлось стать опорой и поддержкой матери. Особенно тяжело приходилось в годы Великой Отечественной войны. Чтобы как-то поддержать семью, в свободное время Анатолий отправлялся рыбачить на ближайшие речки – Березовку, Шемонаиху или на Убу. Несмотря на сложное время, ему удалось успешно окончить школу и поступить на факультет журналистики Казахского государственного университета имени С. М. Кирова (Алма-Ата). Во время учебы в университете Анатолий начинает писать свои первые корреспонденции, статьи и очерки.
Творчество А.С. Иванова многожанрово и многопроблемно. В каждом своем произведении писатель демонстрирует безоглядную преданность Отечеству, России, памяти предков, стремится воспеть благородную душу русского человека. О судьбах героев в годы войны повествуют романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».

Всевовод Иванов

Иванов Всеволод Вячеславович

(1895 – 1963)

 

Когда началась Отечественная война, Всеволод Иванов почти каждое утро выезжал из Москвы на фронт, навстречу подступающим силам захватчиков, и в этот же день успевал написать очередной очерк. Впоследствии вся публицистика вошла в сборник «Моё отечество».
В 1942 году Иванов написал роман, возникший ещё в дни поездок по городам Подмосковья во время битв с немцами, — «Проспект Ильича», который до сих пор полностью не опубликован. В составе группы писателей после взятия Орла отправляется на фронт, чтобы общими силами создать книгу о битве за Орёл и Курск. Коллективный труд «В боях за Орёл» вышел в 1944 году. В конце войны вместе с наступающими войсками писатель попал в Варшаву, переправился через Одер, вошёл в Щецин, а затем в Берлин и в горящий рейхстаг.
С Нюрнбергского процесса он слал для «Известий» корреспонденции и очерки, получившие название «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)» (1946).

Иванов Всеволод Вячеславович

(1895 – 1963)

 

Когда началась Отечественная война, Всеволод Иванов почти каждое утро выезжал из Москвы на фронт, навстречу подступающим силам захватчиков, и в этот же день успевал написать очередной очерк. Впоследствии вся публицистика вошла в сборник «Моё отечество».
В 1942 году Иванов написал роман, возникший ещё в дни поездок по городам Подмосковья во время битв с немцами, — «Проспект Ильича», который до сих пор полностью не опубликован. В составе группы писателей после взятия Орла отправляется на фронт, чтобы общими силами создать книгу о битве за Орёл и Курск. Коллективный труд «В боях за Орёл» вышел в 1944 году. В конце войны вместе с наступающими войсками писатель попал в Варшаву, переправился через Одер, вошёл в Щецин, а затем в Берлин и в горящий рейхстаг.
С Нюрнбергского процесса он слал для “Известий” корреспонденции и очерки, получившие название «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)» (1946).

Елена Ильина

Ильина Елена Яковлевна

(1901 – 1964)

 

Елена Ильина – псевдоним русской советской писательницы Лии Яковлевны Прейс, урождённой Маршак. В годы сталинских репрессий она оказалась в числе «врагов народа» и много лет провела в тюрьмах и лагерях.
Книга «Четвертая высота» впервые вышла в свет в 1946 году и с тех пор выдержала много изданий. Эту книгу она посвятила светлой памяти Самуила Яковлевича Маршака, брата, друга, учителя. Книга «Четвертая высота» была посвящена девушке, которую Елена знала в детстве. Рассказ про Гулю Королеву, про ее подвиги на фронте в дни Отечественной войны. Информацию автор черпал из рассказов ее родителей, учителей, вожатых и подруг. В основе лежат и письма Королевой, написанные в перерывах между боями.

Вениамин Каверин

Павел Антокольский: «Каждый художник тем и силен, что не похож на других. У Каверина есть гордость «лица необщим выражением».

Каверин Вениамин Александрович

(Зильбер, 1902 — 1989)

 

В годы Великой Отечественной войны Вениамин Каверин работал на Северном флоте. Собирая материал для второй книги «Два капитана», посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал боевую работу личного состава. Во время посещения кораблей и частей беседовал с матросами и офицерами по вопросам советской литературы, оказывал помощь работникам военных газет. Результатом поездки стало опубликование ряда статей и очерков в местных и центральных газетах. За это Каверин был награждён в 1945 году орденом Красной Звезды.
Сын писателя Николай Каверин рассказывал о военных годах отца: «Помню его рассказ о том, как летом 1941 года на Карельском перешейке его направили в полк, успешно отразивший наступление финнов. На дороге их машина встретила разрозненные группы бойцов, потом дорога стала совсем пустой, а потом их обстреляли, и шофер едва успел развернуть машину. Оказалось, что встреченные ими отступавшие бойцы – это и был этот самый полк, успех которого надо было описать. Раньше, чем спецкор «Известий» успел до него добраться, финны его разгромили. Помню рассказ о поведении моряков разных стран под бомбежкой в Архангельске. Британцы держались очень хорошо, а из американцев особенно спокойно – даже равнодушно – встречали опасность американские китайцы. Из рассказов о жизни в Мурманске мне запомнился эпизод в клубе моряков, когда кого-то из морских летчиков вызвали, он доиграл партию в шахматы и ушел, сказав, что его вызывают, чтобы лететь в «Буль-буль». Когда он ушел, Каверин спросил, что это значит, и ему объяснили, что «Буль-буль» – так летчики называют какое-то место на побережье, где у немцев очень сильная противовоздушная оборона, и наши самолеты там постоянно сбивают. И они «буль-буль». В поведении летчика, который доиграл партию и ушел, не было заметно никакого волнения или беспокойства».

Эммануил Казакевич

Казакевич Эммануил Генрихович

(1913 – 1962)

 

Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости, но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт. Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев. В 1941—1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана — помощника начальника разведки армии.
Произведения о Великой Отечественной войне: «Звезда», «Двое в степи», «Весна на Одере».

Лев Кассиль

Кассиль Лев Абрамович

(1905 – 1970)

 

В годы Великой Отечественной войны Л. А. Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала.
Широко известна повесть о Герое Великой Отечественной войны, юном разведчике керченского партизанского отряда, пионере-Володе Дубинине «Улица младшего сына». Самая мощная книга Л. Кассиля, адресованная подросткам, «Великое противостояние». В ней и война, и первая любовь, и смерть, и надежда, и духовное становление юного человека…
«Дорогие мои мальчишки» – знаменитое произведение о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Знаменитую повесть Лев Кассиль посвятил памяти Аркадия Гайдара, чьё имя угадывается в имени одного из главных героев – Арсения Петровича Гая.

Валентин Катаев

Катаев Валентин Петрович

(1897 – 1986)

 

Кавалер двух Георгиевских крестов

Кавалер ордена Святой Анны 4-й степени

Лауреат Государственной премии (1946, за повесть «Сын полка»)

 

В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет — «Отче наш» — следует по праву отнести к русской литературной классике.

 

В самом конце войны, в канун Победы, он пишет одну из своих самых «солнечных» повестей — «Сын полка». Её герой — мальчик Ваня Солнцев — с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.

Вадим Кожевников

Кожевников Вадим Михайлович

(1909 – 1984)

 

В годы Великой Отечественной войны Вадим Михайлович был военным корреспондентом фронтовой газеты, с 1943 года — газеты «Правда». Участвовал во взятии Берлина. Награжден орденом Красной везды.
В 1947—1948 годах занимал должность редактора отдела литературы и искусства газеты «Правда».
Роман «Щит и меч» о необычайно сложной жизни советского разведчика, вынужденного скрывать свою истинную биографию, притворяясь одним из немецких офицеров. Александр Белов выдает себя за Иогана Вайса, чтобы внедриться в стан врага и получить доступ к ценным сведениям, способным склонить чашу весов на сторону СССР. Такая работа, разумеется, сказывается на характере и мировоззрениях главного героя. Мы видим, как из одухотворенного романтика Белов превращается в хладнокровный инструмент разведки.

Вячеслав Кондратьев

Кондратьев Вячеслав Леонидович

(1920 – 1993)

 

В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои подо Ржевом. Помощник командира взвода отдельного стрелкового батальона, сержант Кондратьев приказом ВС 30-й армии Калининского фронта №: 12/н от 26.04.1942 года был награждён медалью «За отвагу» за то, что 7 апреля 1942 года в бою за деревню Овсянниково после гибели командира взвода под ураганным огнём противника поднял бойцов в атаку. Согласно наградному листу, в этом бою лично Кондратьевым из стрелкового оружия было уничтожено 12 немецких солдат, а броском гранаты он вывел из строя станковый пулемёт противника. Позже был ранен. После отпуска, полученного по ранению, направлен в железнодорожные войска. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью. Младший лейтенант.

Писал с начала 1950-х, но впервые опубликовался только в возрасте 49 лет. Первую повесть — «Сашка» — опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». 

Леонид Леонов

Леонов Леонид Максимович

(1899 – 1994)

 

В годы Великой Отечественной войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарскую АССР. Проживал в г. Чистополь. Во время Великой Отечественной войны писатель передал присуждённую ему Сталинскую премию (100 000 рублей) в Фонд обороны.

 

Первым откликом Леонова на Великую Отечественную войну 1941-1945 годов явилась пьеса «Нашествие» (1942; Сталинская премия, 1943), за которой последовали пьеса «Ленушка» (1943) и повесть «Взятие Великошумска» (1944).

 

Леонов выступал и как публицист (статьи и литературные выступления позже вошли в сборник «В наши годы», 1949). Л. Леонов в своих страстных статьях писал о национальных традициях русских, об их культуре («Слава России», «Судьба поэта»), изобличал преступления гитлеровцев («Расправа», «Ярость»). В письмах «Неизвестному американскому другу» (1942—1943) Леонов обращался к американцам с призывом понять смертельную угрозу человечеству, какую несла с собой фашистская Германия, и быстрее открыть Второй фронт в Европе, что необходимо не только России, но и США.

Анатолий Митяев

Митяев Анатолий Васильевич

(1924 – 2008)

 

Летом 1942 года записался добровольцем, на третий день пребывания в армии был в бою. Подробности четвертого дня можно узнать из рассказа «Треугольное письмо». Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском миномётном дивизионе. Занимал должность помощника шофёра Паркового дивизиона 9-й гвардейской миномётной бригады 3-го Белорусского фронта. В конце войны поступил в миномётное училище. Демобилизовался в 1947 году.

 

С 1950 по 1960 год Анатолий Митяев был ответственным секретарём газеты «Пионерская правда», а затем, с 1960 до 1972 года — главным редактором детского журнала «Мурзилка».

 

Центральной темой его творчества является Вторая мировая война. В своих произведениях автор повествует не только о сражениях, но и о полевых буднях. В его сказках, рассказах вчерашние юнцы становятся храбрыми мужчинами. Они не ищут славы на полях сражений, но являются по факту настоящими героями. В его произведениях есть место поступку и состраданию. Оставаться человечным порой в нечеловеческих условиях, в этом ли не истинный героизм? Перу Анатолия Митяева принадлежат такие произведения, как «Шесть Иванов – шесть капитанов», «Сказки у костра», «Тысяча четыреста восемьдесят дней: Герои и битвы Великой отечественной войны», «Книга будущих командиров», «Книга будущих адмиралов», «Подвиг солдата», «Ветры Куликова поля», «Рассказы о русском флоте», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

Юрий Нагибин

Нагибин Юрий Маркович

(1920 – 1994)

 

Юрий Нагибин ушел на фронт с началом войны. Знание немецкого языка решило его судьбу – он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса.

 

Первый военный сборник «Человек с фронта», затем были опубликованы рассказы «Трубка», «Зимний дуб». Вышли сборники «Большое сердце» и «Две силы», сделавшие имя писателя известным.

Виктор Некрасов

Современник писателя, литературный критик доктор филологических наук Владимир Лакшин заметил:
«Из „Окопов“ Некрасова, как из „Шинели“ Гоголя, вышла вся наша честная военная проза».

Некрасов Виктор Платонович

(1911 – 1987)

 

В 1941—1944 годах Виктор Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона. В апреле 1942 года — на Юго-Западном фронте под Харьковом. С августа 1942 года — на Сталинградском фронте, участник Сталинградской битвы. В Сталинградской битве, где наступил перелом в войне, Некрасов воевал на самом сложном участке битвы — Мамаевом кургане. В Сталинграде был принят кандидатом в члены ВКП(б). Награждён медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За отвагу» за минирование переднего края обороны и укрепления позиций обороны возле завода Метиз.  Автор первого памятника в Сталинграде на могиле командиров, погибших в боях за Мамаев курган.

 

Воевал на Украине, в апреле 1944 года освобождал Одессу. Затем воевал в Польше. 9 мая 1944 года гвардии капитан Некрасов награждён орденом Красной Звезды за восстановление двух разрушенных мостов и переправу через реку Западный Буг.

 

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» (1946, № 8—10), была одной из первых правдивых книг о войне. Книга имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в литературе. Она стояла у истоков литературы фронтового поколения, которую потом называли «лейтенантской прозой». Виктор Некрасов был признанным её лидером.

Евгений Носов

Носов Евгений Иванович

(1925 – 2002)

 

В 1943, после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале.

 

«На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий снаряд все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале. К сентябрю 1945 г. врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих на целую войну».

 

О войне написаны повесть «Усвятские шлоносцы» и рассказ «Красное вино победы».

Вера Панова

Панова Вера Федоровна

(1905 – 1973)

 

Вера Панова – обладательница сложной, местами страшной судьбы. Женщина узнала на собственном опыте, что такое сталинские репрессии и потеря любимого человека, а также прошла пешком по чудовищным дорогам Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому ростовской писательнице удавалось создавать правдивые, пронзительные произведения, наполненные «живыми», такими настоящими персонажами.

 

Великая Отечественная война застала Панову с дочерью в Пушкине, и до прихода немцев эвакуироваться она не успела. С тяжкими бедствиями вместе с дочерью смогла вернуться в Шишаки к сыновьям. В конце 1943 ей удалось с Украины перебраться в Пермь. Здесь же в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман «Спутники». Вера Федоровна по заданию редакции отправилась в путешествие по стране в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.

 

«Спутники» имеет невероятно яркую и разнообразную галерею характеров, отдельные новеллы соединены в единое целое. Читатель вместе с персонажами проходит прошлые события жизни, мечтает о будущем и переживает настоящий момент. Автор сумела очень правдоподобно показать героев и реалии окружающей действительности.

Константин Паустовский

Паустовский Константин Георгиевич

(1892 – 1968)

 

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…» Награжден медалью «За отвагу».

 

Потом его перевели в ТАСС. Одновременно с работой в Информационном агентстве Паустовский писал роман «Дым отечества», рассказы, пьесы. Эвакуированный в Барнаул Московский камерный театр поставил спектакль по его произведению «Пока не остановится сердце». Писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

Валентин Пикуль

Пикуль Валентин Саввич

(1928 – 1990)

 

Валентин Пикуль писал многотомные эпопеи и миниатюры, сочетал художественный вымысел с документальной прозой и больше всего любил Отечество, историю и море. Он вел учет всех своих персонажей — более тысячи карточек хранилось в картотеке писателя.

 

Великая Отечественная война застала Валентина с матерью Марией Пикуль в Ленинграде — они приехали туда на каникулы. После первой блокадной зимы весной 1942 года Пикули выехали в Архангельск по Дороге жизни. Отец Савва Михайлович, служивший на Беломорской флотилии, летом того же года ушел добровольцем под Сталинград и там погиб. А 14-летний Валентин Пикуль сбежал из дома — он хотел поступить в созданную на Соловецких островах школу юнг. Брали туда с 15 лет, после шести-восьми классов, а будущий писатель успел окончить лишь пять. Но комиссия сделала исключение и в школу его все-таки зачислили. В 1943 году Пикуль окончил школу юнг — его направили рулевым на эсминец Северного флота «Грозный». Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников. Однажды «Грозный» чудом избежал гибели — торпеда прошла под днищем корабля. На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком.

 

Писательский интерес к Русскому Северу и Великой Отечественной войне перерос в интерес к истории Отечества. В 1961 году вышел первый исторический роман Валентина Пикуля «Баязет».

Андрей Платонов

Андрей Платонович Платонов

(1899 – 1951)

 

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».

 

Побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Он добросовестно выполнял обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией». В годы войны Платонову присвоили звание майора.

 

Рассказы Платонова появляются в печати. Его первый военный рассказ «Броня» напечатали в сентябре 1942 года. Он рассказывал о моряке, который изобретал состав сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно: броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» — характер народа. Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма. Главный редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг вспоминал: «Его увлекали не столько оперативные дела армии и флота, сколько люди. Он впитывал всё, что видел и слышал, глазами художника».

 

В эти годы выходит четыре его книги. Большую известность получают военные рассказы «Одухотворенные люди», «Взыскание погибших», «Смерти нет!», «В сторону заката солнца», рассказ «Афродита» — глубокое размышление о собственной судьбе и эпохе.

Борис Полевой

Полевой Борис Николаевич

(Кампов, 1908 – 1981)

 

Полевой являлся участником советско-финской войны (1939 – 40 годов). В 1941 году переехал жить в Москву, где работал на Калининском фронте военным корреспондентом. Ему приходилось бывать в горячих точках. В статьях и очерках он отражал свои фронтовые впечатления и яркие события величайшей битвы с фашизмом, свидетелем которых он являлся. Все они собраны в книге 1945 года «От Белгорода до Карпат». 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды.

 

Накопленный за время войны материал стал основой для будущих книг писателя. Всеобщую славу и мировую известность Борису Полевому в 1946 году принесла книга, написанная им во время присутствия на Нюрнбергском процессе в качестве военного корреспондента. За 19 дней он написал состоящую из четырех глав «Повесть о настоящем человеке». Автор был награжден за нее Сталинской премией в 1947 году. В основе лежит подвиг летчика, героя Советского Союза А. П. Маресьева, который продолжал воевать даже после того, как лишился обеих ног.

 

Военной тематике также посвящены книги «Мы – советские люди», которая также отмечена в 1949 году Сталинской премией, «Золото». Среди многочисленных произведений писателя стоит отметить повесть «Вернулся», путевые очерки «Американские дневники», за которые в 1959 году автору была вручена Международная премия Мира, «За тридевять земель», «30 000 ли по новому Китаю». Замечательными произведениями являются роман «Глубокий тыл» и «Доктор Вера». На основе собранных Борисом Полевым документальных очерков в 1962 году был написан роман «На диком бреге».

Анатолий Приставкин

Приставкин Анатолий Игнатьевич

(1931 – 2008)

 

Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводской на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик — в № 6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство».

 

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая». Обычно книги о войне содержат описания боевых действий, рассказывая о сложностях взрослых. Однако не стоит забывать о той категории населения, которая (в отличие от тех самых взрослых) никоим образом не несет ответственности за все военные ужасы. Речь о детях – сопутствующих жертвах, попавших под скрипучие колеса войны. Их родители гибнут, государство о них на время «забывает», решая более насущные вопросы. А эти мальчишки и девчонки рыщут по разрушенным улицам в поисках скудного пропитания. Их еще недавно ясные глаза смотрят на мир разочарованно, а сердца полны боли. Приставкин смело показал жизнь сирот, пострадавших не только от нацистов, но и от политики местной власти.

 

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

Анатолий Рыбаков

Рыбаков Анатолий Наумович

(Аронов, 1911 – 1998)

 

Будучи студентом, он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Правда, по тем временам он получил не такой уж и большой срок – три года ссылки. Освободившись, Анатолий не мог работать в больших городах, где существовал паспортный режим.

 

С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. С июля 1942 года участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание — гвардии инженер-майор, а за военные заслуги с него сняли судимость. Во время хрущёвской оттепели в 1960 году Анатолия Рыбакова полностью реабилитировали. 

 

Биография писателя Анатолия Рыбакова началась в 1948 году. Тогда была опубликована его первая повесть «Кортик». В 1970 году был опубликован знаковый роман писателя «Неизвестный солдат». В 1987-м литератор опубликовал написанный в 1960-е роман «Дети Арбата», который называют жемчужиной творчества Рыбакова. Спустя год вышло продолжение «Тридцать пятый и другие годы», а затем еще две книги тетралогии – «Страх» и «Прах и пепел».

Юлиан Семенов

Семенов Юлиан Семенович
(Ляндрес, 1931 – 1993)
 
Отец Семен Александрович – основатель издательского дела в Советском Союзе, соратник Николая Бухарина и Серго Орджоникидзе. Мать Галина Николаевна преподавала в школе историю. При высокопоставленном главе семьи биография мальчика сложилась бы вполне благополучно, если бы не близость к «врагам народа». Такой же ярлык повесили и на Ляндреса – отец Юлиана попал за решетку. Сын, не испугавшись угроз оказаться в заключении, писал в защиту отца во всевозможные инстанции. Семенова-младшего исключили из института, пришлось подрабатывать грузчиком. Спасла Семена Ляндреса смерть Сталина.  

 

Публиковаться Семенов начал в журнале «Огонек», в штате которого состоял журналистом. Когда речь заходит о роли шпионов в военное время, сразу вспоминается великий фильм «Семнадцать мгновений весны» с Тихоновым в главной роли. Эпичный сериал был снят по мотивам романа Семенова, повествующего о разведчике Максиме Исаеве, работающем в Службе безопасности рейхсфюрера СС (где все считают его Штирлицем – истинным арийцем). Роман интересен тем, что описывает закулисные игры вышестоящих военных. Многие книги изображают всех немцев, как обезумевших садистов, жадных до наживы. Семенов же не побоялся пойти наперекор ожиданиям советских властей и показал, что среди немцев тоже были люди. Были ученые, мешавшие Гитлеру создать чудовищное оружие, хотя за это им грозили страшные пытки и даже смерть. Были интеллектуалы, спасавшие запретные шедевры искусства. Были священники, укрывавшие врагов Рейха в своих домах. И многие, многие другие чудесные люди, ценившие жизнь и мир.

 

Константин Симонов

Роман «Живые и мёртвые» — трилогия Константина Симонова о людях, участвовавших в Великой Отечественной войне («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»). По мнению некоторых литературоведов, роман являлся одним из ярчайших произведений о событиях Великой Отечественной войны. Роман не является ни хроникой войны, ни историографическим произведением. Персонажи романа — вымышленные, хотя и имеющие реальные прототипы.

Симонов Константин Михайлович
(1915 – 1979)
 
В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году — вторую — «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.

 

С началом войны призван в РККА, в качестве корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях», работал во фронтовой газете «Боевое знамя». Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника.

 

Симонов Кирилл Михайлович награждён орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Кавказа», орденом Отечественной войны 1-й степени.

 

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Сергей Смирнов

Смирнов Сергей Сергеевич

(1915 — 1976)

 

Мало кто знает, что 9 мая стал праздничным днем только в 1965 году спустя 20 лет после Победы. Добился этого писатель Сергей Сергеевич Смирнов.
В начале войны был строевым командиром, а с 1943 г. специальным корреспондентом армейской газеты «Мужество». Участвовал в боевых операциях на Днепре, в Корсунь-Шевченковской битве, в Венгрии.

 

Теме войны, помимо «Брестской крепости», посвящены его книги: «На полях Венгрии», «Сталинград на Днепре», «В поисках героев Брестской крепости», «Были Великой войны», «Семья». Смирнов – автор пьес: «Крепость над Бугом», «Люди, которых я видел», и киносценариев: «Его звали Федор», «Они шли на восток», «Катюша», «Великая Отечественная», «Город под липами», «Семья Сосниных».

 

В книге «Брестская крепость» восстановлен полный драматизма эпизод Великой Отечественной войны – защита Брестской крепости, рассказано о подвиге людей, которые, оказавшись отрезанными от внешнего мира, продолжали героическое сопротивление врагу. С. С. Смирнов воссоздал их биографию, восстановил честное имя защитников крепости, побывавших в фашистском плену, а также вернул стране имена погибших героев.

О Сергее Смирнове белорусский писатель В. Быков сказал: «Он был храбрым солдатом на поле боя и бескомпромиссным бойцом в литературе, в которой его утвердило беспредельно обостренное чувство гражданственности, неразрывной слитности своего «я» с судьбами страны и людей, которые более других заслужили уважение и нуждались в помощи…»

Александр Солженицын

Солженицын Александр Исаевич
(1918 — 2008)

В 1941 г. продолжил образование на литературном факультете в Московском университете, однако окончить его не успел из-за разразившейся Великой Отечественной войны. Но учеба в биографии Александра Солженицына на этом не окончилась: его не могли призвать как рядового из-за проблем со здоровьем, но Солженицын-патриот добился права учиться на офицерских курсах при Военном училище и в звании лейтенанта попал в артиллерийский полк. За подвиги на войне будущий диссидент был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.

Уже в чине капитана Солженицын продолжал доблестно служить родине, но все больше разочаровывался в ее лидере – Иосифе Сталине. Подобными мыслями он делился в письмах к другу Николаю Виткевичу. И однажды такое письменное недовольство Сталиным, а, следовательно, по советским понятиям – и коммунистическим строем в целом, попало на стол к начальнику военной цензуры. Александра Исаевича арестовывают, лишают звания и отправляют в Москву, на «Лубянку». После многомесячных допросов с пристрастием бывшего героя войны приговаривают к семи годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.

Война показана Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию», рассказе «Случай на станции Кочетовка». Но основное внимание публики приковано к произведению «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына и другим работам о репрессиях, а также к тюремному заключению в СССР – «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».   

 

Иван Стаднюк

Стаднюк Иван Фотиевич
(1920 — 1994)

 

Прозаик, сценарист, драматург и военный журналист

  лауреат Государственной премии СССР за роман «Война».

 

В 1941 году окончил Смоленское военно-политическое училище. Печатался с 1940 года. Первые литературные публикации — в смоленской областной газете «Рабочий путь». Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 г., во время войны — политрук, гвардии майор, сотрудник фронтовых газет, начальник отдела армейской газеты «Мужество», 27 А. После войны продолжал службу в армии и работал в армейских газетах, журнале «Советский воин».

Из наградного листа на старшего политрука Стаднюка Ивана Фотиевича при присвоении ему ордена Красной Звезды:  
«В боях в Западной Белоруссии, будучи в окружении, организовал 36 красноармейцев и действовал с ними как партизанский отряд. В стычках с фашистами группа уничтожила до сотни фашистов, сожгла 8 автомашин с различным немецким грузом. Товарищ Стаднюк лично вынес из-под огня раненого капитана тов. Киляшкина из 209-й мотострелковой дивизии и этим спас его жизнь. Всю группу вывел из окружения и сдал на сборный пункт в городе Могилёве в конце июля 1941 года.»

Алексей Толстой

Толстой Алексей Николаевич
(1882 – 1945)
 
Во время войны А. Толстой написал ряд прекрасных публицистических статей и рассказов, помогающих нашим людям воевать. Лучшие статьи его — «Родина», «Разгневанная Россия», «Несокрушимая крепость», «Русские воины», «Что мы защищаем?» Для публицистики Толстого свойственны эпические тенденции, масштабность, экскурсы в историю, широта охвата событий и историзм. В статье «Родина» он пишет: «Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений. Это — вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле».

 

Главная основа уверенности в победе над врагом у Толстого — история русского народа, славные военные традиции, величие русской литературы, русского языка, красота русского склада души. Он подчёркивает: русская литература была «достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью»: ни один народ не владеет таким богатством.

Юрий Трифонов

Булат Окуджава посвятил Юрию Трифонову стихотворение «Пожелание друзьям» :

 

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, –Тем более, что жизнь короткая такая.

Трифонов Юрий Валентинович
(1925 – 1981)
 
Трифонов не попадает на фронт из-за здоровья (сильная близорукость, с самого детства носил толстенные очки). Всю войну работает на оборонном заводе, а он был мальчиком из интеллигентной семьи, не очень приспособлен, работает по 12-13 часов. Параллельно начинает писать. Талант литературный и стремление понять происходящее у него присутствуют. Это важно, потому что помогает поступить Трифонову в знаменитый Литературный институт (с повышенным идеологическим значением). Сын врагов народа, осужденных, туда попадает. Трифонов скрывает правду о своих родителях в анкете, которую заполняет при поступлении. На самом деле хваленый сталинский порядок не всегда функционировал. Ни одна проверка не выяснила обмана. Для самого писателя было очень болезненно, что скрыл праву о родителях, сформировало психокомплекс. Мотив отречения от родителей, родственников от арестованных (иногда вымышленные были отречения, иногда искренние). Иначе бы Трифонов никогда не попал в Литературный институт. Трифонов судил себя за то, что как бы отрекся от родителей.

 

Дипломная работа Юрия Трифонова, повесть «Студенты» – о жизни ровесников, написанная им в период с 1949 по 1950 годы, принесла ему известность. «Дом на Набережной» – одно из самых заметных острых произведений 1970-х годов, стал событием литературной и общественной жизни. Рассказ о том, как жил знаменитый «правительственный» дом в предвоенной Москве, стал символом времени.

Александр Фадеев

Фадеев Александр Александрович

(1901 – 1956)

 

Во время войны Фадеев работал фронтовым корреспондентом газеты «Правда» и «Совинформбюро».

 

В 1943-1945 гг он пишет одну из популярнейших книг о войне, о подвиге Краснодонской подпольной комсомольской организациии – “Молодая гвардия”.  

 

В основу сюжета легли реальные события. Когда маленький украинский город Краснодон  был оккупирован немецкими войсками, комсомольцы создали антифашистскую организацию “Молодая гвардия”. Подпольщики устраивали диверсию, распространяли листовки, помогали партизанам, – и все это силами юношей и девушек студенческого и старшего школьного возраста. В конце концов гитлеровцам удалось выйти на след организации, и большинство ее членов были схвачены, подвергнуты страшным пыткам и казнены.

Константин Федин

Федин Константин Александрович
(1892 – 1977)
 
В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. С ноября 1945 по февраль 1946 года — специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе. В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов

 

Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время», включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин, почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…».

 

Александр Чаковский

Чаковский Александр Борисович
(1913 – 1994)
 
Во время Великой Отечественной войны служил в Красной Армии корреспондентом «Фронтовой правды» и других газет.

 

Несколько раз находился в блокадном Ленинграде в качестве военного корреспондента газеты Волховского фронта.

 

Виденное и пережитое там легло в основу повести «Это было в Ленинграде», создававшейся в 1944-47 годах. Александр Борисович говорил о ней: «лучшее, что я написал». В 1955 году Чаковского назначают главным редактором журнала «Иностранная литература». Уже будучи ее главным редактором, он создает свою главную книгу – роман – эпопею «Блокада», ставшую вершиной его творчества. События героической и трагической обороны Ленинграда он изображает на широком фоне Второй мировой войны с ее главными действующими лицами. Автор ввел в состав персонажей романа Сталина, Жукова, Ворошилова, Жданова, Кузнецова (под псевдонимом), Говорова, описал их действия и поведение в реальных ситуациях. Таких книг о войне до «Блокады» не было.

Мариэтта Шагинян

Шагинян Мариэтта Сергеевна
(1888 – 1982)
 
В июне 1942 г . М. С. Шагинян впервые посетила Челябинск. Целью творческой командировки было знакомство с промышленностью города. Мариэтта Сергеевна занималась сбором материалов о самоотверженном труде рабочих Кировского завода. По результатам поездки был написан очерк «Танкисты Урала» (Газета «Красный боец», 1942); подготовлены корреспонденции для газет «Правда» и «Труд».

 

В победу верю! – такими словами можно смело озаглавить огневые и дальнобойные очерки М. С. Шагинян из сборников «Урал в обороне» (1944), «Южный Урал» (1946) и др. Действительность военной поры запечатлена в них не равнодушным сторонним наблюдателем – летописцем, а деятельным и талантливым бойцом, своим страстным словом, ковавшим победу в тылу.

 

Михаил Шолохов

Вот что сказал  о  книгах  о войне писатель М.Шолохов:
«Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине.»

Шолохов Михаил Александрович

(1905 – 1984)

 

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ “Наука ненависти” публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны он начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину».

 

Произведения о Великой Отечественной войне:
«Судьба человека»,
«Наука ненависти»

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417…